Основные компетенции выпускника аспирантуры, получающего квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

После вступления 1 сентября 2013 года в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура включена как третий уровень в высшее профессиональное образование. Выпускник аспирантуры при условии успешного освоения программы и прохождения итоговой государственной аттестации получает диплом государственного образца с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь».
Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях:
- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

Квалификация «Исследователь» позволяет:
в области Психологии

- уметь актуализировать и интегрировать результаты собственных исследований в рамках современной научной парадигмы;
- использовать методы организации теоретического и эмпирического психологического исследования;
- осуществлять стратегическое планирование основных направлений психологического исследования;
- прогнозировать результаты психологического исследования;
- профессионально интерпретировать результатов психологического исследования;
- разрабатывать психокоррекционные программы, способствующие практическому решению выявленных в исследовании проблем.

в области Журналистики
- разрабатывать новые методы исследования и применять их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области журналистики, средств массовой информации и смежных областях гуманитарного знания с учетом правил соблюдения авторских прав;
- владеть современной научной парадигмой в области системы массовых коммуникаций и уметь интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию различных информационных ресурсов (аналитических текстов, корпусов медиатекстов различных жанров, специализированных баз данных), в том числе электронных;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по исследованию проблем эффективности и современных тенденций развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, включая исторические, экономические, политические, правовые, социальные, этические, профессионально-творческие аспекты их функционирования;

в области Филологии
- владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в области филологии, лингвистики и смежных областях гуманитарного знания,
- разрабатывать новые методы исследования и применять их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности
- интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, сравнительно-исторических, типологических, сопоставительных и терминологических баз данных), в том числе электронных;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по проведению научных экспериментов в области теории языка, изучения русского языка, языков народов России, иностранных языков;
- углублять и применять знания с учётом достижений классического (культурно-исторического, историко-функционального, сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, историко-теоретического формального, биографического, компаративистского) и современного (постмодернистского) литературоведения;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию разного рода литературоведческих изданий, словарей (историко-литературных, биографических, словарей языка автора и/или художественного произведения и т.д.), баз данных и корпусов различных типов текстов, включая произведения русской и зарубежной художественной литературы, публицистики, устного народного творчества, древнего письменного/рукописного наследия, а также тексты, опубликованные в средствах массовой информации.

В области Образования и педагогики
- владеть методологией и методами педагогического исследования;
- владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
- интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной̆ и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
- организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;
- моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
- обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития, обучающегося;
проводить анализ образовательной̆ деятельности организаций посредством экспертной̆ оценки и проектировать программы их развития;
- самостоятельно разрабатывать новые методики и педагогическое подходы в обучении иностранным языкам/ русскому языку как иностранному и внедрять их в образовательный процесс;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по изучению состояния и потенциала управляемой системы в области образования и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа.

Квалификация «Преподаватель - исследователь» позволяет
- демонстрировать и применять углублённые знания в избранной научной области, в том числе современных отечественных и зарубежных концепций;
- осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования (бакалавриата и магистратуры) по соответсвующему направлению;
- участвовать в работе профессионального коллектива по подготовке учебно-методических материалов, образовательных программ, учебно-методических комплексов, включая электронные;
- принимать участие в работе профессиональных коллективов по проектированию образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса, а также образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

По программам обучения в аспирантуре одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (степень PhD). Выпускники аспирантуры РУДН – обладатели степени кандидата наук получают диплом PhD.