Аль Ашхаб Кутейба (Сирийская Арабская республика) Российский университет дружбы народов Античная риторика как база неориторики

Согласно Цицерону, ораторское искусство имело три цели: учить, услаждать и побуждать. Риторика как наука зародилась в Древней Греции и стала неотъемлемой частью античного искусства. Отталкиваясь от цивилизованного института лидерства, риторика вошла во все сферы жизни, эристика тесно переплеталась с судебными делами и со временем стала ремеслом. Современная риторика имеет междисциплинарный характер. Неориторика подключает многочисленные понятия, расширяет область знаний, ближайшими спутниками являются такие науки как логика, философия, герменевтика, лингвистика. Но в отличие от лингвистики неориторика, как наука о правилах убедительной коммуникации, имеет дело только с речью, не с языком. Но не стоит забывать, что в процесс убеждения можно включить не только вербальный уровень, но и невербальный [Е.Н. Зарецкая 1999]. Вот почему риторическая функция стала рассматриваться как трансцендентная, т.е. проявляющаяся в любом вербальном коммуникативном акте и (при семиотическом подходе) в невербальной коммуникации[Т.В. Губаева 1995]. Расширение поля риторики привело к панаргументации. Следуя панриторическому подходу, можно утверждать, что каждый функциональный стиль обладает своей аргументирующей силой, т.к. каждое сообщение должно быть ориентированно на отправителя и получателя, каждое сообщение обладает риторическими функциями, является аргументативным. Исходя из этого, ни одно сообщение не может быть абсолютно нейтральным, объективным, беспристрастным.
Античная риторика представлялась как монолог, как порождение спора, слушателю не отводилось никакой роли, новая же риторика стала наукой о понимании и непонимании, о последствиях ошибочного понимания, т.е. в центре внимания науки слушатель. И если о месте слушателя в риторике и в лингвистике задумались недавно, то о месте и задачах ритора стали рассуждать намного раньше. В любые времена к оратору предъявлялись определенные требования: хорошая память, большой объем знаний, знание основ риторики и логики, обаяние, воображение, оригинальность. Большое значение имеет и сама личность оратора, ведь слушатели воспринимают не только речь, но и самого выступающего, возникает этическое убеждение. Ко всему этому следует добавить еще и знание человеческой души, упоминаемое Платоном: оратор должен быть хорошим психологом, предвидеть и оценивать по ходу выступления реакцию слушателей.
Таким образом, риторическая коммуникация – это общение между отдельным индивидом и аудиторией с ярко выраженной направленностью на воздействие и контроль за сознанием воспринимающих речь со стороны говорящего (адресанта, коммуникатора, ритора) с целью внесения возможных изменений в модель мира аудитории и установления консенсуса между говорящим и слушающими посредством убеждающего текста (аргументативного дискурса).

1. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности, - Губаева Т.В.,М.: Норма, 2004. - 160 стр.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
3. Деловое общение: Рева В.Е.,Пензенский гос. ун-т, 2003.- 240 стр.