Чжао Синьсюй (Китай) (Российский университет дружбы народов) Риторика как наука о способах убеждения

Риторика Аристотеля была на деле неформальной логикой, логикой
доказательства и техникой ораторского выступления. Риторическое искусство, в его представлении, было основано на энтимемах - самых совершенных важных способах убеждения. Аристотель также дал определения таким понятиям,
как риторические силлогизмы и аподиктические способы убеждения, тем самым установив тесную связь риторики и логики, непоколебимую и неоспаривавшуюся в течение многих столетий.
Не менее тесная связь существовала между риторикой и эстетикой,
философией, мировоззрением того времени. Именно это обусловило системный характер античной риторики, в отличие от риторики романтической неоромантической, и её место в метафизическом мировоззрении.
Риторика имела
также широкую сферу практического применения. Искусство спора (эристика) тесно переплеталось с политикой и судебными делами. Цицерон в свое время предлагал различать науку о разбирательстве и споре как область диалектиков и о речи и ее украшениях как область ораторов. Постепенно риторика стала одним из «техно» в полном смысле этого слова, превратившись в ремесло(составление речей на заказ, писательская работа по найму).
Таким образом,
уже античная риторика охватила широкий круг проблем теоретического и
прикладного характера, которые и сейчас решают неориторика, когнитология, теория коммуникации и создаваемая теория аргументации.