Фан Бинь (Китай) (Российский университет дружбы народов) Особенности и принципы убеждающего выступления

Убеждающее выступление имеет своей целью передачу сообщения оратором, предназначенного для укрепления определенного убеждения аудитории, его изменения или побуждения аудитории к действию.
В настоящее время в риторике разработаны специфические приемы, помогающие достичь целей, связанных с убеждением. Рассмотрим специфические приемы (принципы), которые используются для убеждения.
1. Конкретика и четкость изложения тезиса.
Так как конечной целью высказывания ритора является формирование и (или) изменение мнения слушателей, приводимые аргументы должны быть максимально краткими и насыщенными смысловым содержанием.
2. Ориентация на слушателя.
При аргументировании исходного тезиса нужно ориентироваться на установки, которых придерживаются слушатели. Установка – преобладающие или устойчивые чувства, относимые к определенному явлению, предмету, ситуации, человеку. Вот почему необходимо быть осведомленным об установках аудитории. Также нужно сепарировать аудиторию на несколько подгрупп: слушатели с позитивной установкой, не имеющие определенного мнения, с негативной установкой. Благодаря этой информации появляется возможность адаптировать речь к преобладающей установке аудитории.
3.Рациональность.
Речь ритора всегда рационально обоснована, основные ее положения, направленные на убеждение, формулируются как доводы. Доводы должны быть подкреплены фактическими доказательствами, должны иметь прямое отношение к предложению, быть актуальными, оказывать планируемое воздействие на аудиторию.
4.Мотивация.
Мотивация часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка.
5. Доверие слушателей к оратору.
Подразумевает заинтересованность оратора в благополучии слушателей своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, этичное поведение, правдивость, подача информации в перспективе.