Г.Н.Трофимова, Н.Р.Байбурина (Российский университет дружбы народов) Неавторское слово как приём аргументации в журналистике

Аргумент является очень важной составляющей в журналистских текстах любого формата, как в письменных, так и в устных. Без аргументации журналистский текст практически невозможен.
Палитра красок журналистской аргументации чрезвычайно насыщена: от фактологической информации до средств художественно-публицистической выразительности. К аргументам по сути относится всё, что способствует убеждению аудитории, выработке или коррекции общественного мнения, решению общественно значимых проблем и др.
В любом авторском журналистском тексте немаловажное место в аргументации занимают разнообразные формы так называемого неавторского или «чужого» слова, что, в свою очередь, связано с расширением интертекстовых связей в современной русской речи вообще и в журналистике в частности.
К неавторскому слову в тексте относятся различные прямые и непрямые типы цитирования, аллюзии и реминисценции, а в отдельных случаях – стилизации и пародии.
Прежде всего, использование «чужого слова» даёт возможность журналисту прибегнуть к устоявшемуся, общепринятому авторитету известного представителя культуры (писателя, музыканта, артиста, политика, общественного деятеля и т.д.), так как за его словом всегда стоит образ, который воздействует на сознание читателя, радиослушателя, телезрителя и др.
Кроме того, очень часто данное «чужое слово» употребляется в ироническом или сатирическом контексте, так как является меткой, точной, близкой к афоризму формулировкой какого-либо аргумента. В сегоднящних условиях процветания в медиасреде языковых игр, метафоризации, эзопова языка и тотальной подтекстовой иронизации, неавторское слово стало очень популярным приёмом аргументирования журналистом своей позиции.
Отдельным случаем неавторского слова можно считать логоэпистемы и производные от них логоэпистемоиды, которые указывают на стремление журналиста, во-первых, к демонстрации того, что он находится в рамках единого культурного кода с той аудиторией, к которой обращается, во-вторых, к выявлению тем самым тех, кто находится вне данного культурного кода в контексте парадигмы «свой-чужой».
Таким образом, «чужое слово» в журналистике становится важным компонентом аргументации автора и вплетается в цепочку рассуждений так, что оказывается неразрывно связанным с оригинальным авторским текстом, сообщая ему прецедентность.