И.А. Алексеева, Е.Н. Барышникова (Российский университет дружбы народов) Речевой этикет как лингвориторическое средство организации

Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например). Таким образом, это важный механизм оформления своих мыслей с помощью системных средств языка.
Современная теория аргументации обращает внимание не только на логико-смысловые построения в речи, но также на важность использования вербальных и невербальных средств убеждения. Среди таких средств убеждения есть те, что относятся именно к человеку, а не к фактической информации. Языковые средства речевого этикета являются такими средствами аргументации.
Речевой этикет обладает большими стилистическими возможностями и логико-дидактическими ресурсами, обусловленными ее внутренними свойствами: семантической емкостью, эмоционально-экспрессивной окрашенностью, разнообразием ассоциативных связей.
Умелое и правильное использование средств и возможностей речевого этикета дает преподавателю технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к студентам, создать ощущение доверия и радости от встречи с преподавателем, мотивировать учебную деятельность студентов.
Опираясь на теорию аргументации в рассмотрении видов аргументов, выделим такие виды аргументов, как обращение к авторитету и обращение к личности. Именно речевой этикет позволяет организовать общение так, чтобы преподаватель мог быть убедительным при создать обстановку мотивированности учебной деятельности в аудитории, при переходе от одного вида учебной работы к другому, стимулировал самооценку учащихся репликами (аргументами) поддержки и поощрения и т. п.
Таким образом, лингвориторические возможности языковых средств речевого этикета способствуют повышению эффективности педагогической деятельности преподавателя в учебной аудитории.