Кевин Беккелаер (Бельгия) (Российский университет дружбы народов) Эмоциональность и оценочность аргументированной речи
Успех аргументации напрямую зависит от того, какая лексика используется оратором. Используя различные лексические приемы, мы можем наиболее точно отразить суть обосновываемого тезиса.
В зависимости от места выступления, времени, аудитории, цели выбор эмоционально-экспрессивных языковых приемов изменяется.
Естественно, что при аргументации мы можем использовать только нормы литературного языка, в его лексическом пласте можно выделить книжные, межстилевые и разговорные слова.
Степень использования в выступлениях разговорной лексики и фразеологии зависит от различных факторов: от цели речи оратора, ее содержания, состава и интеллектуального уровня аудитории, и, наконец, от индивидуальных речевых навыков самого выступающего. Одни ораторы свободно употребляют в своей речи специфические разговорные слова и выражения, другие напротив предпочитают книжную речь.
Нужно заметить, что именно разговорные слова уменьшают дистанцию между аудиторией и ритором, тогда как книжные наоборот немного суховаты, лишены эмоций.
Эмоционально- экспрессивная окраска – это дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют оценочную функцию. Слово может иметь эмоционально- экспрессивную окраску, если оно выражает какую- либо эмоцию или чувство (любовь, ненависть, радость, гнев) или своей образностью, или каким-то другим способом подчеркивает, усиливает мысль.
Оттенки эмоционально-экспрессивной окраски делятся на два разряда: с положительной (милостивый, глубокоуважаемый и т.д.) и с отрицательной (негативной) оценкой (бюрократ, подхалим и т.д.). Но большую группу представляют многозначные слова, обретающие новый смысл, оценочность в зависимости от контекста (медведь, голубь, дикарь и т.д.)
В публичной речи оценка играет важнейшую роль, без оценочности невозможна аргументация, она может передаваться различными частями реци, группами слов, выражениями, контекстом. Конечно же, основными оценочными языковыми средствами являются прилагательные, ведь когда существительное нейтрально, основная оценочная нагрузка ложится именно на эту часть речи. Наиболее эффективными являются прилагательные, открыто и явно выражающие оценку: «скандальный», «эффективный», «незабываемый» и т.д.
Для усиления речи оратора нередко употребляются так называемые метафорические эпитеты, то есть прилагательные, имеющие переносное значение. Они являются дополнительной художественной характеристикой в виде скрытого меткого сравнения: «колючий вопрос», «обомшелый вопрос», «азбучная истина», «колючая мысль», «волчий страх».
Итак, использование в речи ритора эмоционально-экспрессивно окрашенных слов придает речи живость, яркость, динамику. С помощью правильного выбора языковых средств появляется возможность «сблизиться» с аудиторией, убедить ее в истинности доказываемого тезиса.
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
2. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2002.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003.