Холкин А.С. (Кемеровский государственный университет) ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ АРГУМЕНТАЦИИ

Формирование теории аргументации – это сложный процесс, берущий свои истоки в трудах первых античных философов. Различные аспекты аргументации рассматриваются в таких научных дисциплинах, как социология коммуникации, когнитология, юрислингвистика и проч. Однако, несмотря на довольно большое число работ по различным аспектам аргументации, говорить о наличии целостной теории речевой аргументации пока рано. Проблема аргументации продолжает оставаться одной из самых сложных в логике и почти незатронутой в лингвистике. Сравнительно недавно предметом изучения стала естественноязыковая аргументация. Сложность определения и построения теории аргументации заключается в комплексном характере последней. Поэтому дать определение аргументации, которое бы в равной мере устроило всех специалистов, вряд ли возможно.
Аргументирование представляет собой форму деятельности человека, в которой он реализует себя как языковая личность и в которой оказываются задействованными его знания и представления, система ценностей и здравый смысл, коммуникативные навыки и логическая культура, его эпистемическое и эмоциональное состояния, социальные параметры аргументативной ситуации. Все это свидетельствует о сложной природе аргументации как процесса и объясняет интегральный характер теории аргументации.
Аргументация реализуется как аргументативный дискурс, определяющими особенностями которого становятся: противоречие, выражающееся в когнитивном или аксиологическом конфликте, в столкновении мнений, и противопоставление как когнитивное моделирование сообщения, как техника убеждения.
Как речевое воздействие на ментальную сферу реципиента аргументация является объектом глобальной и междисциплинарной теории речевого воздействия. Вербальная деятельность человека в процессе аргументации подразумевает формулирование аргументативной речи на основе единиц вербально-семантического, лингвокогнитивного и мотивационного уровней его языковой личности, отношений между ними и стереотипов их образования.
В речевом акте аргументации ведущими являются статусные отношения коммуникантов. Ведущим фактором установления статусных отношений является активность коммуникантов.