Ким Чжи Юн (Корея) (Российский университет дружбы народов) Аргументация как комплексное явление

Слово «аргументация» восходит к латинским словам аrgumentum, arguo, означающим «пояснение», «проясняю». Аргументацию можно определить как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зре¬ния, представленную системой утверждений, направленных на дос¬тижение одобрения у определенной аудитории.
В ходе аргументации говорящий действитель¬но стремится как можно яснее представить свою точку зрения, игно¬рируя в некоторых случаях возможные последствия своих доказа¬тельств и реакцию адресата.
Аргументация представляет собой коммуника¬тивную деятельность субъекта в триединстве вербального, невербального и экстралингвистического, целью которой является убе¬ждение адресата через обоснование правильности своей позиции.
В процессе аргументирования говорящий реализует себя как языковая личность, демонстрируя свою языковую, коммуникативную и линг¬вистическую компетенцию. Задействованными оказываются его знания, представления, здравый смысл, ценностная система, его эмоциональное состояние, а также его социальный статус и социальные роли, которые ему приходится «исполнять».
Современная теория аргументации может быть определена как интегральная дисциплина, сочетающая данные логики, психологии, лингвистики, философии, социологии, праксиологии и многих других дисциплин.
Интерес к естественноязыковой аргументации, проявляемый во второй половине XX века в философии, психологии, риторике, логике, лингвистике, когнитологии, социологии, конфликтологии, эргономике, является отражением параллельных процессов неуклонной интеграции наук в рамках когнитивной парадигмы и углубляю¬щейся внутринаучной специализации. С другой стороны, стремле¬ние создать целостную теорию аргументации обусловлено ее связью с такими актуальными направлениями как категоризация поведения человека, моделирование чело¬веческой деятельности.
Естествен¬ноязыковая аргументация, развивающаяся в интерсубъектной среде, может изучаться только в единстве с невербальным ком¬муникантом. Интеграция наук и их взаимовлияние привели к тому, что на авансцену в теории аргументации вышли факторы социаль¬ного характера - фактор доверия при аргументации, дистанция между исходной и получаемой информацией, эмоциональное воздействие на реципиента, формирование его позиции и др.
Это влечет за собой решение следующих вопросов: особенности аргументативного дискурса, соотношение аргументации и доказательства; соотношение аргументации в различных функциональных стилях; соотношение информативной достаточности и избыточности при аргументации; макро- и микро речевые акты; структурирование аргументации; тек¬стовые категории в формировании аргументативного дискурса; конфигурация социальных ролей и ее влияние на аргументативный дискурс; монологический и диалогический типы аргументации; соотношение вербально и невербально передаваемой информации; типология конфликтности и характер ее соотношения с кооперативностью; контекстная обусловленность высказывания в аргументативном дискурсе; аффективные последствия аргументации; национально и исторически маркированные модели аргументации. Новый этап в развитии теории аргументации связан с повседневной коммуникацией, с непосредственным речевым воздействием.