А.С. Лебедева (Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета) ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ

В современном обучении широкое распространение получает диалогический поход, при котором согласно В.А. Сластенину создаются благоприятные возможности для развития индивидуальных качеств каждого учащегося, осуществляется отход от однозначности, стереотипности в обучении, реализуется принцип персонализации педагогического взаимодействия [Сластенин, 2002].
Диалог является «единицей» межсубъектных отношений [Горшкова, 1991: 23]. Посредством диалогического подхода происходит преобразование учащегося из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Учебный диалог предполагает фальсификацию такой ситуации, при которой учащиеся ставятся в позиции равноправных субъектов, обменивающихся ценностными смыслами, когда учащиеся сознательно, активно и творчески принимают личностный и предметный опыт преподавателя.
Учебный диалог предполагает наличие как минимум двух участников, которые доказывают свою позицию. Умение аргументировать выступает здесь как основа успешного диалога.
То есть, учебный диалог является системообразующим элементом обучения, создающим предпосылки для саморазвития человека, готовогом к диалогу с Другим, настроенного на этот диалог и способного к нему.

Литература
Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие. – Л.: ЛГПИ, 1991
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002
Серант М.Ф. Формирование навыков учебного диалога [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.altai.fio.ru/projects/ group4/potok20/site/page05_l.html