Сунь Бочжао (Китай) (Российский университет дружбы народов) РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Перемены в общественно-политической жизни Рима второй половины I в. н. э. вызвали к жизни новые эстетические требования. Риторико-декламационный стиль красноречия, сформировавшийся в риторических школах в период принципата и утвердившийся со времени Клавдия и Нерона, с приходом к власти династии Флавиев перенес упадок. Неровный и аффектированный, внешне изысканный и блестящий, он соответствовал беспокойной и напряженной обстановке дворцовых интриг и борьбы императоров с сенатской оппозицией, но не соответствовал периоду стабильных общественных отношений при Флавиях. Новая эпоха выдвинула свой стилистический идеал - возвращение к литературе республиканской классики. Этот классицизм явился реакцией против «нового стиля» модернистов, литературными деятелями которого были Сенека-философ, Лукан и Персий. Таким образом, новаторские тенденции сменились эпигонскими, и господствующим литературным направлением стал классицизм. Традиционалисты, стремясь к возрождению цицероновского идеала в красноречии, принимают Цицерона как главный образец и авторитет риторического обучения и теории красноречия, как критерий ораторского вкуса: на него оглядываются, ему подражают, с ним пытаются сравниться. Теоретиком литературного классицизма выступает ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 г. - после 96 г).
Первое из сочинений Квинтилиана «О причинах упадка красноречия», посвященное полемике против «нового стиля», до нас дошло только в своем названии «De causis corruptae eloquentiae», последнее - «Образование оратора» («Institutio oratoria») в 12 книгах - сохранилось полностью и представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Писалось это сочинение с 92 по 96 гг; посвящено оно адвокату Марцеллу Викторию. «Образование оратора» - содержательный и систематизированный труд по ораторскому искусству и ораторскому обучению, которое практиковалось во времена Квинтилиана и которое он сам признавал необходимым и единственно правильным. В нем анализируются проблемы теории и практики римского красноречия, рассматривается ряд актуальных проблем теории литературы, педагогики, этики, дается характеристика риторических школ и стилей и критически оцениваются ораторские и литературные произведения Греции и Рима.
Эстетический критерий, которым определяются взгляды Квинтилиана на ораторское искусство и литературу - художественная форма. Главное его требование к оратору и писателю - чистая, ясная, красивая и уместная речь. Ученый настаивает на необходимости выбора слов, эффективности их расположения, предостерегая, впрочем, что излишний блеск слов и скрупулезность в их выборе затемняют смысл и создают искусственность. Влияние Цицерона на Квинтилиана можно отметить в трактовке основных вопросов ораторского искусства, в технике составления речи, в признании ценности культуры в образовании оратора.
В определении «мест» аргументов (источники логических доказательств — sedes argumentorum) Квинтилиан опирается на Цицерона. Ученый рекомендует начинать и кончать речь более сильными аргументами. В теории словесного выражения (elocutio) он отмечает четыре главных достоинства: правильность, ясность, уместность, украшения речи. Квинтилиан рекомендует оратору руководствоваться природой, здравым смыслом и опытом. Учение Квинтилиана о стиле и особенностях речи, способов формирования ораторских умений сделало большой вклад в развитие риторики и аргументации.
Литература
1. Герасимова И. А. Введение в теорию и практику аргументации. 2-е изд. - М.: Логос, 2010.
2. Ивин А. А. Основы теории аргументации / А. А. Ивин. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
3. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. – М.: Наука, 1976.