Цзя Циньсы (Китай) Российский университет дружбы народов БАЗОВЫЕ МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ

1. Специфика применения убеждения.
Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
2. Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:
1) логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
2) убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
3) помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы);
4) убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
5) сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.
3. Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
4. Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:
1) когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию;
2) если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия. Предрасположенность к восприятию преподносимой информации возникает у людей под влиянием объективных условий;
3) если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему предлагается;
4) если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. Отсюда - важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания пропагандистского сообщения;
5) если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требуют многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также замедляет процесс.
Литература
1. Казакевич М.А., Клобукова Л.П., Судиловская О.И. Обучение профессиональному общению: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. – М.: ИФРАН, 1997. – 108 с.