В. Вакарь (Севастопольский городской гуманитарный университет) АРГУМЕНТАЦИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ШМЕЛЕВА

Шмелев – выдающийся русский писатель и публицист, яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Публицистика И.С.Шмелева – живая и важная часть его творческого наследия. Сегодня его публицистика воспринимается нашими современниками уже не как ворох страстных откликов на те или иные события, а как плод ума, искавшего ответы не только на вопросы революционной современности, но и на коренные вопросы нашего бытия.
Однако в научных исследованиях публицистике Шмелева уделяется эпизодическое внимание.
В изгнании Шмелев становится одним из духовных лидеров русской эмиграции. Публицистика – один из способов борьбы за Россию. В газетно-публицистических произведениях содержатся отклики на события, происходившие в социальной жизни и литературе.
В многочисленных статьях начала двадцатых годов – "Душа Родины", "Крушение кумиров", "Христос Воскресе", "Убийство", "Пути мертвые и живые" Шмелев говорит о Родине, России.
Наличие авторского начала – один из важнейших признаков любого жанра публицистики. Многие исследователи считают, что в публицистике автор – создатель произведения – и его авторское “я” полностью совпадают. Мы же придерживаемся точки зрения В.И. Конькова, разделяющего автора и его речевое выражение.
Образ автора в статьях и очерках Шмелева 1917-1924 годов – это образ человека, не принявшего революцию, стремящегося описать все ужасы происходящего в России, которую он был вынужден покинуть; чужака, непринятого и непонятого во Франции, который и в этих нечеловеческих условиях ищет луч света, свой «свет вечный». Он страстно откликается на события, происходящие в России, пытается найти ответы не только на вопросы революционной современности, но и на глобальные, коренные вопросы бытия. Шмелев-автор того периода стремится показать в предельной обыденности, невыдуманности происходящего весь ужас расчеловечивания, происходящий в России красной.
Интересна аргументация Шмелева, доказывающего, что народ может победить большевизм только с Богом. Эта идея – основа газетных очерков и статей И. Шмелева. Это ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа; факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, цитаты из художественной литературы.
В 1925 году Шмелев уходит от прямой аргументации.
"Лето Господне" – это цикл газетных очерков, ставших затем единым художественным произведением, в котором Иван Шмелев рассказывает о своем русском детстве. Сказ от лица маленького героя - великолепно найденное художественное средство. Шмелев-автор, Шмелев – рассказчик и Шмелев – маленький мальчик становятся единым целым. Шмелев не просто вспоминает, он вспоминает и любуется Россией и ее православными праздниками, ее природой, обычаями. Автор становится не просто одним из персонажей текста, он становится главным героем очерков, своеобразной призмой, воспринимающей окружающий мир и затем воспроизводящий его с детской непосредственностью. Здесь чувствуется и личность маленького рассказчика: его размышления, переживания, его страшное горе. Все это связано с жизнью самого писателя в эмиграции. Образ автора проходит определенную эволюцию. Если в первых очерках, вошедших в "Праздники", образ автора пытается дистанцироваться от взрослого, умудренного опытом, состояния, то в очерках, составивших позже "Радости-Скорби", образ автора и образ маленького Вани практически идентичны.