Ван Чжуни (Китай) (Российский университет дружбы народов) Поле аргументации и его характеристики

Традиционно поле аргументации определялось как совокупность «спорного положения, множества аргументов с вытекающими из них тезисами, правилами приемлемости доводов». Данное определение описывает поле аргументации как один из структурных компонентов аргументативного процесса и не учитывает коммуникативной обусловленности аргументирования. Более продуктивным является, на наш взгляд, представление поля аргументации в качестве коммуникативно-предметного пространства. Коммуникативно-деятельностный подход к аргументации позволяет рассматривать поле аргументации как область проявления аргументативной деятельности с позиций структуры аргументации, статуса и функций субъектов аргументирования, особенностей творческого моделирования аргументативного процесса, места и времени осуществления аргументации, учета предметного наполнения и т.д.
Поле аргументации нами определяется как трехмерное пространство, которое характеризуется мерой формы, мерой содержания и мерой сопряженного функционирования.
Мерой формы поля аргументации является его структура. Поле аргументации включает в себя как минимум двух субъектов аргументирования (S1 и S2), спорное положение как предмет аргументирования (СП), тезисы (Т), многоаспектно раскрывающие спорное положение, систему аргументов (а1…аn), ситуативный компонент (sit).
ЛИТЕРАТУРА
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека Л. Из книги «Новая риторика»: Трактат об аргументации // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.
Качесова И.Ю. Синтаксическая композиция текстов рассказов и киносценариев В.М. Шукшина: трансформационный аспект. Автореферат дисс… канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.
Качесова И.Ю. Коммуникативно-деятельностный аспект аргументации // Человек – Коммуникация – Текст. Вып. 3. Барнаул, 1999. С. 78-84.
Курбатов В.А. Логика. Ростов-на-Дону, 1996.