Яна Гранатова (Чехия) К ВОПРОСУ АРГУМЕНТАЦИИ ВЫБОРА ИНОСТРАННЫХ ЯХЫКОВ В ЧЕХИИ

После Великой Отечественной войны произошла реформа учебной программы в Чехии в целом и реформа программы изучения иностранных языков. Русский язык стал одним из обязательных предметов в начальных и средних школах, остальные иностранные языки стали дополнительными – или как второй обязательный иностранный язык, или как факультатив.
Русский язык преподавался в школах с 4 по 9 класс 2 часа в неделю. Наряду с этим существовали основные языковые школы, в которых преподавался с 3 класса английский или немецкий языки, а с 5 класса русский.
В гимназиях и техникумах к русскому языку добавлялся второй иностранный язык – чаще всего английский или немецкий, другие языки были дополнительными, факультативными.
Русский язык ходил в перечень трёх обязательных экзаменов при окончании гимназий и специальных и профессиональных средних школ. То же самое касалось ВУЗов. На первом курсе проходило обучение русскому и ещё одному иностранному языку по специальности.
В то время была хорошо разработана методика преподавания русского и других иностранных языков.
После 1990 года и так называемой Бархатной революции произошла революция во всех областях жизни, в том числе и в области образования и в области преподавания и обучения иностранных языков. Как в Чехии говорят: От стены к стене. Занимающие власть политики говорили: - Теперь будет демократия, каждый ученик и студент может выбирать любой язык, который он хочет учить, никто не будет его заставлять … На самом деле был выбор строго из двух иностранных языков – только немецкий или английский. Русский язык практически перестали преподавать из-за боязни причисления к коммунистам, хотя членами КП были практически все. Некоторые директора школ были действительно противниками русского языка. Однако квалифицированных преподавателей иностранных языков не хватало, а «бывшие» русисты вынуждены были повышать свою квалификацию.
Русский язык остался почти в неизменном виде в ВУЗах, частично в гимназиях, но только на самом начальном этапе, так как в основном образовании, то есть в классах основной школы, он из программы обучения практически исчез.
Однако прозападняя эуфория начала постепенно исчезать и возвращался здравый разум и вместе с ним интерес населения Чешской Ресублики к русскому языку. Это отразилось в учебной программе по иностранным языкам в средних школах.