13.00.02 - «Теория и методика обучения и воспитания».

Введение

Настоящая программа ставит своей целью подготовить соискателей к кандидатским экзаменам в аспирантуру по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) – педагогические науки.
Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимой будущему исследователю при выполнении научной работы.
Программа поможет сориентироваться в современных тенденциях и перспективах развития методики обучения иностранным языкам, выявить научные проблемы и в определенной степени обосновать тему будущего исследования.

1. Методологические и психолого-педагогические основы обучения.

Образование как социокультурный феномен образование и личность. Образование и общество. Образование, наука и культура. Теория познания как методологическая основа процесса обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения. Принципы обучения.
Основные дидактические теории: теория развития личности в различных образовательных системах, теория развивающего обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, теория единства слова и наглядности в обучении, теории проблемного, программированного, компьютерного обучения. Основные психолого-педагогические проблемы и трудности традиционного обучения.
Обучение как дидактическая система и как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Структура, цели и результаты процесса обучения. Личностный характер обучения. Единство обучения и учения. Взаимообусловленность задач обучения и реальных учебных возможностей учащихся. Психология возраста. Психология личности и индивидуализация процесса обучения. Психолого-педагогический анализ урока, личности учащегося и классного коллектива. Взаимообучение и самообразование.
Учитель как субъект образовательного процесса. Сущность профессионально-педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогического мастерства. Функции учителя в современной школе и обществе.
Психологические механизмы обучения Психология процесса усвоения. Соотношение памяти и мышления в процессе учения Эмоционально-волевая сфера личности учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся. Речь в процессе обучения Самостоятельность и творческая активность учащихся.
Содержание образования как фундамент культуры личности. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования. Национальная и интернациональная культура в содержании образования Государственный образовательный стандарт для школы и вуза. Критерии отбора и построения содержания образования Нормативные документы, регламентирующие содержание образования Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Образовательные технологии и методы обучения. Теория и система методов обучения, их классификация. Методы организации учебной деятельности. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении Психология школьной отметки и оценки. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Проблемы современной диагностики. Влияние формата и содержания контроля на процесс обучения и учения.
Модели организации обучения. Понятие образовательной системы. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы Классно-урочная и другие организационные формы учебной работы.
Средства обучения, их классификация. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Современные требования к научно-методическому обеспечению учебного процесса в школе и вузе.

2. Содержание предмета «иностранный язык»

Язык как средство общения. Язык как знаковая система. Двусторонняя сущность языкового знака. Иерархическая структура языковых знаков.
Фонематический уровень языка. Фонема как минимальная единица языка. Конструктивные и дистинктивные функции фонемы.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Проблемы классификации морфем: грамматические, лексические, словообразовательные. Проблема нулевой морфемы.
Слово как единица языка и речи. Понятие синонимии и гиперонимии. Полисемия и омонимия. Прямое и переносное значение слова. Стилистическая стратификация лексики. Части речи. Понятие грамматической категории. Проблема грамматических оппозиций. Бинарные и многочленные оппозиции.
Словосочетание. Свободное и связанное словосочетание. Понятие фразеологического единства.
Предложение как коммуникативная единица. Структура простого предложения. Понятие актуального членения предложения. Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Средства связи в сложном предложении. Понятие сверхфразового единства.
Языки мира, генеалогическая классификация языков. Романские и германские языки. Типологическое изучение языков.
Основные направления науки о языке Сравнительное историческое языкознание. Психолингвистика Лингвострановедение. Социокультурный аспект языка.

3. Методика преподавания иностранных языков

Методика обучения иностранным языкам как наука. Объект и предмет методики. Категориально-понятийный аппарат. Основные методы исследования.
Лингвистические основы обучения иностранным языкам. Лингвистика как базовая наука, лингвистические концепции и методы обучения. Дихотомия «язык-речь». Языковой материал и единицы методической организации языкового материала.
Психологические основы обучения иностранным языкам. Психологические характеристики устной и письменной, внешней и внутренней, рецептивной и продуктивной речи. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения при обучении иностранным языкам. Действия и операции. Навыки и умения. Проблема мотивации в обучении иностранным языкам. Понятие мотива. Принцип комплексного подхода к мотивации. Модели порождения высказываний.
Социолингвистические основы обучения иностранным языкам. Вариативность языка как отражение социальной вариативности общества. Языковой стандарт и языковая норма.
Дидактические основы обучения иностранным языкам. Принципы научности, доступности, прочности, преемственности, наглядности, дифференциированного подхода в обучении, управления учебным процессом Способы обучения и учения. Частные принципы: коммуникативности, учета родного языка, дифференциации и интеграции
Социологические основы обучения иностранным языкам Понятие «социализация» (первичная и вторичная)
Иностранный язык как предмет обучения Предметы языкового цикла в системе школьного и вузовского образования Содержание понятия «языковое образование». Современные тенденции в развитии российского языкового образования. Непрерывность и преемственность в языковом образовании Взгляды отечественных и зарубежных ученых на специфику иностранного языка как учебного предмета
Система уровней владения языком как основа системы языкового образования. Современные подходы к выделению уровней владения иностранным языком Проблема создания стандартизированных средств контроля в языковом образовании
Цели обучения иностранным языкам. Иностранный язык как средство межкультурного общения. Различные подходы к определению целей обучения иностранному языку в школе и вузе, принятые в отечественной и зарубежной методике.
Содержание обучения иностранным языкам Различные подходы к определению содержания обучения иностранным языкам. Компоненты содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Принципы отбора языкового и речевого материала. Культурный компонент в обучении иностранным языкам и его междисциплинарные основы Культуроведение в системе бикультурного и поликультурного развития учащихся средствами изучаемых языков Содержание понятия «диалог культур».
Средства обучения иностранным языкам, их классификация. Характеристика современных отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов. Требования к учебно-методическим комплектам нового поколения.
Обучение рецептивным видам речевой деятельности: чтению и аудированию.
Аудирование. Лингвистические и психологические трудности восприятия речи на слух. Технология обучения аудированию на иностранном языке в школе и вузе. Аудитивные навыки и типы упражнений для их формирования и развития Функциональные типы аудиотекстов и критерии их отбора с учетом уровня владения иностранным языком.
Чтение. Виды чтения и их характеристика. Трудности обучения чтению в различных современных международных европейских языках. Обучение чтению в контексте коммуникативного и социокультурного подходов. Система упражнений и аутентичных заданий на формирование различных технологий чтения.
Обучение продуктивным видам речевой деятельности: говорению и письму. Говорение. Характеристика говорения как вида речевой деятельности. Различные точки зрения на модель порождения высказываний. Разновидности речевых ситуаций и способы их создания на уроке. Монологическая. диалогическая, полилогическая формы общения, их разновидности и характерные особенности, пути обучения Функциональные типы учебных монологических, диалогических, полилогических текстов Контроль и оценивание.
Письмо. Характеристика письменной речи. Письмо как цель и как средство обучения Этапы формирования письменной речи в школе и вузе Технологии обучения технике письма на иностранном языке. Функциональные типы учебных письменных текстов и критерии их отбора на различных этапах обучения в школе и вузе. Речевые и социокультурные трудности обучения письменному иноязычному общению. Система упражнений. Этикет английского, испанского, немецкого и французского письма. Формы контроля и оценивания уровней сформированности умений письменной речи на различных этапах обучения в школе и вузе.
Лексический аспект обучения иностранным языкам. Сущность лексических навыков. Этапы работы над лексикой. Понятие семантического поля и факторы, определяющие динамику его формирования. Система упражнений Типичные ошибки, трудности и способы их преодоления. Контроль лексических навыков в системе отечественных и международных экзаменов.
Грамматический аспект обучения иностранным языкам. Сущность грамматических навыков, подходы и методы к их формированию. Понятие внутриязыковой и межъязыковой интерференции. Функциональная грамматика. Использование корпусной лингвистики для формирования грамматических навыков и умений.
Фонетический аспект обучения иностранным языкам. Роль слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков в формировании коммуникативной компетенции. Принцип аппроксимации. Подходы и методы к формированию фонетических навыков в школе и вузе. Типология фонетических трудностей.
Обучение переводу как виду речевой деятельности Переводческие навыки и умения Технологии обучения различным видам перевода.
Проблема контроля уровня сформированности языковых навыков и речевых умений на иностранном языке.
Методика разработки современных учебных программ по иностранным языкам для средней и высшей школы. Учебная программа как инструмент управления языковым образованием. Принципы и этапы разработки учебных и авторских программ. Требования к построению программ. Особенности построения коммуникативно-ориентированных учебно-методических комплектов и учебных пособий по иностранным языкам для средней и высшей школы, вариативность их содержания и структуры. Методические основы экспертной оценки учебных пособий и учебно-методических комплектов по иностранным языкам и технологии ее проведения.
Современные квалификационные требования к преподавателю иностранного языка. Государственные аттестационные требования к учителю/преподавателю иностранного языка.
Методы обучения иностранным языкам. Переводные методы (Жакото, Гамильтон, Туссен). Прямые методы. Устный метод Г. Пальмера. Методическая система М. Уэста. Аудиолингвальный метод (М.Фриз и В. Ладо) Аудиовизуальный метод (П. Губерина, П. Ривею). Смешанные методы (А.В. Щерба, И.В. Рахманов). Социально-коммуникативный метод (П.Б. Гурвич, А.А.Миролюбов). Интенсивные методы (Г. Лозанов, И.Ю. Шехтер, Г.А. Китайгородская). Структурно-функциональный метод А.П. Старкова, В.А. Слободчикова, А.П. Шапко. Методическая концепция московской школы обучения иностранным языкам (Г.В.Рогова, И.Н.Верещагина, И.Л.Бим, И.А.Зимняя, Б.А.Лапидус, Р.К.Миньяр-Белоручев). Коммуникативный метод Липецкой школы (Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев). Новейшие методы обучения иностранным языкам.

Рекомендуемая основная литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений.- М., 1997.
Артемов А.В. Психология обучения иностранным языкам. - М.,1969.
Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.,1965.
Библер B.C. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии, 1989, №6.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника.- М.,1977.
Бим И.Л. Перестроечные проблемы в обучении иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе, 1991, № 5.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.- М.,1988.
Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова.- М.,1980.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедческое преподавание русского языка как иностранного.- М.,1983.
Выготский Л.С. Мышление и речь. (любое издание).
Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного.- М., 1984.
Гальперин П.Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке. Функциональный подход к обучению речи на иностранном языке. - М., 1980.
Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1982.
Гурвич П.Б. Система обучения устной речи на языковых факультетах. - М., ч.1, 1972,ч.II. 1974.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.,1996.
Дидактика средней школы / Под.ред.Скаткина М.Н. и Лернера И.Я.- М., 1982.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958.
Звегинцев. В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. - М., 1976.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - Москва-Воронеж, 2001.
Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 1999.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.,1991.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения.- М., 1986.
Концепция преподавания иностранных языков в 12-летней школе. // Иностранные языки в школе, 2000, №5.
Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения устной речи (пути и приемы). -М.,1970.
Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения иностранному языку. - М., 1986.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.- М.,1997.
Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - Москва-Воронеж, 2001.
Леонтьев А.А., Ленская Е.А., Розонова Е.Д. Единый подход к предметам языкового цикла. // Иностранные языки в школе, 1990, №5.
Леонтьев А.Н. Проблема развития психики, (любое издание).
Лингвистический энциклопедический словарь. - М.. 1990.
Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Организация управления обучением. - М., 2000.
Мильруд Р.П. Содержание и пути реализации развивающего аспекта обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 1990, №3.
Миньяр-Белоручев Р.К. Методика преподавания французского языка.- М., 1990.
Негневицкая Е.Н., Шахнорович А.Я. Язык и дети.- М., 1981.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под.ред. Е С.Полат. - М., 1999.
Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост.Леонтьев А.А.-М.,1991.
Основные направления в методике преподавания иностранных языков в 19-20 вв. / Под ред. Рахманова И.В. - М., 1972.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычной речи.- М., 1986.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам. -М.,1989.
Программа развития системы непрерывного педагогического образования // Преподаватель, 2000, №№ 5-6.
Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М., 1993.
Рогова В.Г., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе. -М., 1998.
Рогова В.Г., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М., 1991.
Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж., 1996.
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам.- М., 1991.
Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе, 1998, № 3.
Солнцев З.М. Язык как системно-структурное образование. - М., 1957.
Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - М., 1933.
Старков А.П. Методика обучения английскому языку в средней школе.- М., 1977.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку. - М., 1986.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. - М., 2000.
Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. -Воронеж, 1976.
Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы.-М.,1947.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов иностранных языков. - Улан-Уде, 1994.
Baldegger M., Miller M., Schreider G. Kontaktschwelle. Muenchen, 1981.
Candlin C.N. (Ed.) The Communicative Neaching of English. Principles and exercise typology. - Longman., 1981.
David CristaI. Encyclopedis of the English Language. - CUP, 1995.
Edmondson W./ House J. Einfuerung in die Sprachlehrforschung. - Tuebingen, 1993.
Galisson R ., Coste D. Dictionnaire de didactique des langues. - Paris, 1976.
Martinez P. La didactique des langues etrangeres. - Paris, 1996.
Neuner G. Methodik und Methoden: Uberblick // Handbuch, Fenndsprachendidaktik.
Objectives for Foreign Language Learning (by J. A. Van Ek). Vol. 1,2. 1993
Porcher L. Le francais langue etrangere. - Paris, 1995.
Puren Christian. La didactique des langues etrangeres a la croisee des methodes: essai sur Peclectisme. - Paris, 1994.
Reinecke W. Linguodidaktik. Zur Theorie des Fremdsprachenerwerbs. - Leipzig, 1985.
Roulet Eddy. Un niveau-seuil. - Strasbour, 1977.
Scaner G., Bunfeld R. Methoden des fremdsprachlichen Unterrichts. - Berlin, 1992 (Langenscheidt).
Steidorf G. Grundbegriffe des Lehrens und Lernens. - Klinkhardt, 1985.
Stern Н.Н. Fundamental Concepts of Language Teaching. - Oxf.Univ.Press. 1983.
Threshold Level 1990 (by J.A. van Ek and J.L.M. Trim). - Strasbourg: Council of Europe press. 1991.
Ur P. A Course in Language Teaching. – Longman.,1996,
Widdowson H.G. Une approche communicative de 1'enseignement des langues. Paris, 1981.