Из истории становления и деятельности литературного объединения «Радуга». Страница 13

Не могу не вернуться к страницам, на которых опубликовал свои стихи и лирическую прозу Алексей Шилкин. Он был высок, красив и неотразим, не расставался с книгами и поэтому обо всем и обо всех все знал. В этом сборнике на странице 48-й есть первые четыре строки из небольшого стихотворения, которые знали все его друзья и почитатели:


«Кустик саксаула
У дверей аула.
А за ним пустыня
желтая, как дыня».

Так и видишь этого влюбленного в Азию, европейца. Это Леша сказал: «Ослы кричат, как петухи. По ним можно проверять время».
Ему нельзя не поверить.

12.
1970-й год продолжал плодоносить. Конкурс «Поэтическая весна»…». Помещения библиотеки уже явно недостаточно для всех желающих присутствовать на этом состязании», - так писал Леонид Темин в своем очерке.

Алексей Шилкин (СССР) (1950- 2006).

- Это моя первая публикация. Я взволнован. Хочу, чтобы она понравилась.
Дорожная пыль
Проехала по дорогам машина. Из-под ее колес поднялась и повисла в густом теплом воздухе дорожная пыль. Прошел пешеход, и в складки его одежды вместе с запахом полевых цветов попала пыль. Протарахтел голубой мотоцикл, запылил, и, подражая ему, застрекотали кузнечики. Над лесной же дорогой висит сырой грибной дух. Он, словно пыль, остается на одежде. Запахи впитываются в складки, в кожу, в волосы. Даже снег и вода имеют свои запахи. Они остаются в нас, и, вдохнув случайно знакомый запах, затоскуешь.

Вернувшись домой, я отряхиваю пыль с одежды. И тогда
случается чудо, и я уже не в Москве, а где-то далеко в пустыне. Ночь такая тихая, что слышно, как позванивают песчинки. А то, надевая пропахшую дымом костров куртку, вдруг случайно очутишься в лесу, на поляне. Среди кашки и поздних одуванчиков.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНКУРСЫ
«Поэтическая весна» прочно утвердились как популярная и плодотворная форма творческого отчета поэтов УДН.

В 1968 году это было еще новинкой, в прошлом аудитория состояла в основном из «болельщиков» - друзей выступавших, а 1970 год показал, что поэтический конкурс уже стал прочной традицией т помещение научной библиотеки уже явно недостаточно для всех желающих присутствовать на этом состязании.

Вообще-то, поэтические турниры пришли к нам из далекой древности. До нас не дошли, скажем, многие произведения Эсхила, но мы знаем, как они назывались, какое место было им присуждено в том далеком 5 веке до нашей эры. Вряд ли кто-нибудь, кроме специалистов, читал произведения Карла Орлеанского, но «Балладу поэтического состязания в Блуа» Франсуа Вийона знает весь мир. А современные поэтические фестивали стали, пожалуй, самым рыцарственным» состязанием - турнирами, в которых не бывает проигравших, а духовный мир современника выигрывает и обогащается.

Жюри конкурса «Поэтическая весна - 72 было представительным. Кроме бессменной Люции Николаевны Смолдыревой и Галины , представлявшей газету «Дружба», в него входило 5 членов Союза писателей СССР (два переводчика П. Грушко и А. Сергеев, три поэта Т. Кузовлева, Л.С. Темин и председатель жюри Н. Вегин). Кое-что в этом конкурсе отличало его от предыдущих. Если раньше программа конкурса тщательно подготовленная загодя, давала оптимальную возможность для перевода иноязычных стихов, то она же не таила в себе никаких сюрпризов. На прошедший конкурс очень многие его участники пришли с совершенно новыми, только что написанными стихами, что усложнило работу жюри, зато придало конкурсу большую динамичность, а заодно продемонстрировало довольно высокий и политический, и поэтический уровень участников.

Сколько же их? Было? На этот вопрос отвечать не так просто. Ведь кроме тех семнадцати поэтов, которые сами читали свои стихи, в конкурсе участвовали и переводчики и даже «заочник» Рауль Ортега из Аргентины.

Когда жюри, запершись в кабинете директора библиотеки, приступило к обсуждению, ему легче всего было назвать 1-го лауреата - Боне Марьяно (Марокко). «Это - сложившийся поэт», - так сказал о нем Андрей Сергеев и все остальные были полностью с ним согласны. А затем начались трудности. Казалось бы много призов - десять! Но их катастрофически не хватало. Приходилось идти на сокращение штатов.

Вот, к примеру, Е. Исаев. Надо его премировать? Надо. Но он уже отмечался в числе победителей на прошлых конкурсах и Исаев получает всего лишь поощрительный приз.
Второе место после жарких дебатов присуждается дебютанту студенту из Индии Сарме, автору крепких и чеканных английских стихов, к сожалению, столь неудачно переведенных покуда на русский язык. Третий приз - Анхелине Сильва из Чили. Высокий профессионализм ее стихов неудивителен, у себя на родине Анхелина уже выпустила две книги. В ее творчестве явно сказывается высокая культура стиха, восприятия, в частности, от Габриэлы Мистраль, Рауль Ортега единодушно был награжден призом «Дружбы». Очень высоко оценило стихи выпускника Николая Назарова, внешне неброские, не щегольские, они привлекают серьезностью мысли, глубиной чувства. Это очень приятно, особенно потому, что поэтический путь Назарова Н. проходил буквально на глазах и при деятельности участии «Радуги» и был непростым.

Интересные стихи А. Воронова и В. Макарова так же явно заслуживали высокие оценки, но еще более похвальны их усилия как переводчиков. Вот почему два «переводческих» приза были присуждены им. И, наконец, еще два лауреата - Ирина Воробьева и Инесса Иванова. Первая отмечена призом за лиричность, вторая - специальным призом московских поэтов.
Как видите, призов действительно не хватало, впрочем работники библиотеки трогательно позаботились о том, чтобы никто из участников состязания не остался не награжденным. И прекрасным подарком «Радужанам» явились «авторские» экземпляры только - только вышедшего литературного сборника «Радуга - 70». Уровень произведений, представленных на конкурс, высокий лад сборника, продемонстрировавшего несомненную зрелось литобъединения, - все это, конечно, требует отдельного и обстоятельного разбора. Он не входит в задачу этой информационной заметки, да, наверное, и не мне, человеку пристрастному, повседневно работающему с «радужанами», судить о наших успехах.
Хочется надеяться, что успехи университетских поэтов будут по достоинству оценены как университетской прессой, так и вне стен УДН.

Л. С. Темин

В оглавление