Кафедра русского языка и методики его преподавания
В 1993 году заведовать кафедрой стал выпускник РУДН Виктор Михайлович Шаклеин. Последующие годы характеризовались усилением работы по созданию комплексов пособий по РКИ, использованию видео- и киноматериалов в учебном процессе. Выросли и расширились связи кафедры с кафедрами, школами, гимназиями и вузами России, стран СНГ, государств Балтии и Дальнего зарубежья.
Кафедра организует педагогические практики по методике преподавания русского языка как иностранного, методике преподавания русского языка в школе.
Активизировалась работа аспирантуры, докторантуры. Сотрудниками кафедры были защищены кандидатские диссертации: Л.Н. Анипкина, А.В. Анисимова, А.С. Банцер, М.А. Брагина, С.И. Ельникова, О.С. Завьялова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс, С.В. Лазарев, Н.А. Минакова, И.И. Митрофанова, Ю.М. Науменко, В.П. Синячкин, Е.В. Талыбина, Н.В. Чернова, Е.А. Рубцова; докторские диссертации: Т.М. Балыхина, Г.К. Воробьева, И.М. Логинова, Н.В. Поморцева, С.С. Хромов, В.М. Шаклеин.
Преподаватели кафедры работали в различных странах мира. С.А. Хавронина – в Швейцарии; К.В. Маёрова – в Дании, Германии; И.М. Логинова – в Республике Корея; В.М. Шаклеин – в Алжире, Мозамбике, Германии, Польше, Венгрии; Е.Н. Барышникова - в Гане, Сенегале, Польше, Венгрии, Словакии, Италии; С.В. Молоков – в Индии; Н.В. Рыжова – в Германии, Сенегале, Польше, Венгрии; С.И. Ельникова – в Италии, Индии.
Профессор К.В. Маёрова в течение ряда лет читала лекции в университетах г. Бохума (Германия), Копенгагена (Дания).
В настоящее время на кафедре 33 преподавателя, из них: профессоров – 7, доцентов – 15, ст. преподавателей – 4, ассистентов – 6.
д.ф.н. проф. М.И. Исаев – академик РАЕН, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
д.ф.н. проф. В.М. Шаклеин - академик РАЕН. Почетный работник Высшей школы. Награжден Медалью Пушкина.
д.пед.н. проф. Т.М. Балыхина – Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник Высшей школы. Возглавляет факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного при Российском университете дружбы народов. Награждена Медалью Пушкина, Орденом дружбы.
к.ф.н. доц. Е.Н. Барышникова - Почетный работник Высшей школы.
к.пед.н. проф. С.А. Хавронина награждена Медалью Пушкина.
к.ф.н. проф. Г.Ф. Жидкова возглавляла факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного при Российском университете дружбы народов. Награждена Медалью Пушкина.
Почетными дипломами Дакарского университета (Сенегал) за вклад в развитие международного и межнационального сотрудничества в 2009 году награждены: Е.Н. Барышникова, С.И. Ельникова, Н.В. Рыжова, В.М. Шаклеин.
Общее число студентов, обучающихся на кафедре, составляет 2820 человек.
Кафедра ведет обучение по направлениям и специальностям: Филология, Лингвистика, Журналистика, Психология, Связи с общественностью, История, Социология, Политология, Международные отношения, Государственное и муниципальное управление.
Кафедра является выпускающей.
Число студентов, специализирующихся на кафедре – 95 человек. Число бакалавров, выпущенных в 2008-2009 учебном году – 47 человек. Число магистров, выпущенных в 2008-2009 учебном году – 18 чел.
На кафедре организуются летние курсы русского языка для итальянских студентов Болонского и Пизанского университетов (Италия). Кафедра является базой для проведения ежегодной стажировки для студентов-филологов из университетов Франции.
Профессорско-преподавательский состав кафедры работает в секциях как с российскими, так и иностранными со студентами-филологами, иностранными студентами-журналистами и студентами, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», лингвистами, психологами, иностранными студентами факультета гуманитарно-социальных наук по направлениям и специальностям «История», «Философия», «Социология», «Политология», «Искусства и гуманитарные науки», «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление».
В настоящее время на кафедре читаются базовые лекционные курсы «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Методика преподавания русского языка в школе», «История лингвометодических учений», «Русская лингводидактика», курс «Методика преподавания русского языка в национальной школе» около 30 специальных курсов, связанных с методикой преподавания РКИ, русского языка в школе. Работают компьютерный класс, учебная лаборатория.
На кафедре активно разрабатывается госбюджетная тема научных исследований: ”Русский язык как язык международного общения и как основа духовной и художественной культуры русского народа”.
Преподаватели кафедры получали гранты фонда Дж. Сороса (В.М. Шаклеин), Министерства образования России (Т.М. Балыхина, О.И. Меншутина, Н.В. Рыжова, В.М. Шаклеин), префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы (В.М. Шаклеин), Фонда «Русский мир» (Е.Н. Барышникова, С.И. Ельникова, Н.В. Рыжова, Е.В. Талыбина, В.М. Шаклеин), РГНФ (М. И.Исаев, В.М. Шаклеин), Агентства по образованию для написания учебно-методических комплексов (авторы: Т.М. Балыхина, Е.Н. Барышникова, С.И. Дерягина, С.И. Ельникова, Г.Ф. Жидкова, О.С. Завьялова, М.И. Исаев, Л.С. Корчик, Е.Ю. Куликова, К.В. Маёрова, Н.А. Минакова, И.И. Митрофанова, Н.В. Рыжова, Е.В. Талыбина, С.А. Хавронина, В.М. Шаклеин).
Кафедра выступила организатором проведения более десяти международных научных конференций по проблемам методики преподавания русского языка как иностранного, в том числе совместно с другими вузами (Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского, Астраханским государственным университетом, Ивановским химико-технологическим университетом, Курским техническим университетом, Кубанским государственным университетом, университетом г. Пескара и Кьети (Италия), Алжирским университетом (Алжир), Болонским университетом (Италия), Институтом славистики Университета Виттенберга (г. Галле, Германия), Высшей нормальной школой г. Дакара, (Сенегал), русского языка в школе, вопросам, посвященным взаимосвязи языка и культуры в учебном процессе. Были организованы выездные семинары по методике преподавания РКИ в Университете г. Галле (Германия), в Высшей нормальной школе г. Дакара (Сенегал), Астраханском государственном университете, летние курсы русского языка в Словакии, Болгарии, Венгрии. В настоящее время разработана программа проведения методического семинара в Болонском университете, университете г. Пескара и Кьети (Италия).
В течение пятнадцати лет на базе кафедры проводится Всероссийская олимпиада по русскому языку иностранных студентов.
В рамках научного направления кафедры разрабатываются вопросы, связанные с изучением лингвокультурного содержания языка, методикой преподавания русского языка в иностранной аудитории, изучением русского языка в национальной школе, тестовой методики, лингвокультурологией, межкультурной коммуникацией, лингвокультурологическим анализом текста, русским языком и культурой речи, обучением фонетике.
В настоящее время ведется научно-исследовательская работа по следующим направлениям:
- «Лингвокультурная ситуация в современной России»;
- «Разработка методов выявления скрытых возможностей студента при использовании новых педагогических и информационных технологий при обучении русскому языку как иностранному».
- Получены гранты: Грант РГНФ совместно с кафедрой русского языка юридического факультета конференция «Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур»; Грант фонда «Русский мир» «Дни русского языка в Сенегале».
- Инициативная тема: «Русский язык как язык международного общения и как основа духовной и художественной культуры русского народа». В связи с данной темой определились приоритетные направления: лингвокультурологический аспект изучения русского языка; русский язык как иностранный; социолингвистические проблемы изучения языка; лингвокультура страны изучаемого языка; учет родного языка учащихся; проблемы межкультурной коммуникации; специфика национально-культурной коммуникации и др.
Поданы заявки на гранты в Фонд «Русский мир», РГНФ, ФЦПК, Президента Российской Федерации для аспирантов и молодых ученых.
К работе над научно-исследовательскими темами привлекаются молодые ученые, аспиранты, студенты.
Материалы научно-исследовательских работ используются в учебном процессе: чтение лекционных курсов, спец. семинаров, написание магистерских работ бакалавров, в диссертационных исследованиях.
На кафедре регулярно проводятся:
- международный научный семинар «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания»,
- ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания»,
- ежегодная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания».
На кафедре создан научно-образовательный центр «Научно – методические основы преподавания РКИ: традиции и инновации».
Создана научная школа по теоретико-прикладным исследованиям в области лингвокультурологического, лингвострановедческого преподавания русского языка как иностранного. В рамках школы В.М. Шаклеиным разработана концепция лингвокультурной ситуации. Разрабатываемые научные направления являются составной частью госбюджетной темы научных исследований кафедры «Русский язык как язык международного общения и как основа духовной и художественной культуры русского народа». Научную школу В.М. Шаклеина продолжают развивать доктора наук Р.К. Боженкова, Н.В. Боженкова, Р.В. Лопухина, У.М. Бахтикиреева, Н.В. Поморцева, Т.Л. Музычук.
Ученые кафедры активно участвуют в работе Всероссийских и международных научных конгрессов и конференций. Выступают с пленарными докладами, оппонентами, читают лекции как в российских, так и зарубежных университетах (В.М. Шаклеин – Болонский университет (Италия), университет Сорбонны (Франция), Алжирский университет (Алжир), Лувенский университет, Гентский университет, Свободный университет им. Мари Апс (Бельгия), Высшая школа перевода (Бельгия), Братиславский университет им. А. Коменского (Словакия), Таврический университет им. В.И. Вернадского, Кызыл-Ордынский университет (Казахстан), (Е.Н. Барышникова, Н.В. Рыжова - Дакарский университет (Сенегал).
В 2009 году профессора кафедры выступали с пленарными докладами на международных научных конференциях, симпозиумах, научных семинарах:
- круглый стол «Лингвокультурная ситуация в современной России»;
- международная научно-практическая конференция, посвященная 50-летию образования РУДН (22-24 октября 2009г);
- международная научно-методическая конференция «Русский язык – посредник в диалоге культур» (в рамках программы русский язык XXI веке) М. МГИМО (У) МИД России, 19-20 февраля 2009г.;
- международный научный симпозиум «Славянские языки и культуры в современном мире» М. МГУ им. В.М.Ломоносова 24-26 марта 2009г.;
-XI Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания», РУДН, 17 апреля 2009 г.;
- методический семинар «Актуальные аспекты преподавания русского языка как иностранного и неродного» Узбекистан, Ташкент, 27 мая, 2009г.;
- II Международная научная конференция «Язык, литература, ментальность: Разнообразие культурных практик». Курск, 14-16 мая 2009г.;
- научно-методический семинар «Дни русского языка в Сенегале» Москва-Дакар, 2009г.
Статьи работников кафедры публикуются в центральных научных журналах (Т.М. Балыхина, Е.Н. Барышникова, С.И. Ельникова, О.С. Завьялова, М.И. Исаев, К.В. Маёрова).
Монографии, учебники, учебно-методические пособия проф. Т.М. Балыхиной, проф. В.М. Шаклеина, проф. С.А. Хаврониной удостоены Золотой медали ВВЦ.
В.М. Шаклеин является главным редактором научного журнала «Вестник РУДН. Серия. Русский и иностранные языки и методика их преподавания», входящего в перечень ваковских изданий для докторских диссертаций. Члены редколлегии: д.ф.н. проф. М.И. Исаев, д.пед.н. проф. Т.М. Балыхина. К.ф.н. доц. Е.Н. Барышникова – ответственный секретарь редколлегии.
Д.пед.н. проф. Т.М. Балыхина является председателем диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций. Д.ф.н. проф. В.М. Шаклеин – заместитель председателя.
Т.М. Балыхина, М.И. Исаев – члены экспертных комиссий ВАК.
М.И. Исаев является членом диссертационного совета в Институте языкознания РАН.
В.М. Шаклеин ответственный секретарь Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Работал членом экспертной группы по аттестации Нижегородского государственного университета Н.И. Лобачевского, Кубанского государственного университета, являлся председателем ГЭК МГУ им. М.В. Ломоносова, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Ученые кафедры руководят работой аспирантов, выступают консультантами докторантов. С 1990 года защищены 135 кандидатских и докторских диссертаций, из них за последние пять лет – 56 диссертаций. Проф. В.М. Шаклеин подготовил 40 аспирантов, 12 докторов наук; проф. Т.М. Балыхина – более 20 аспирантов, 5 докторов наук; проф. О.И. Меншутина – 23 аспиранта; проф. К.В. Маёрова – 20 аспирантов.
На кафедре было организовано восемь международных научных, научно-методических конференций.
С 1998 года на кафедре организуется ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых: «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания», в рамках которой с 2002 года также проводится ежегодная конференция студентов-филологов (отв. доц. Е.А. Рубцова, доц. О.С. Завьялова). Издаются материалы конференций. Преподаватели кафедры принимают активное участие в написании учебно-методических пособий, работе конференций, симпозиумов по проблемам русистики.
Ведется активная научная исследовательская работа со студентами. Студентка Антонова В.В. (ФЯБ -4) является лауреатом стипендии президента РФ. Мяо Янь (ФЯБ-3) - получила университетский грант (2008-2009) (научный руководитель В.М. Шаклеин); Матвеенко В.Э. - получила диплом участника Всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты (Томск. Томский политехнический университет (научный руководитель В.М. Шаклеин).
Магистр Элхамех Лашгари удостоена Почетного диплома участника Международной конференции молодых ученых, проходившей в Нижегородском государственном университете им. Я. Мудрого (научный руководитель И.М. Логинова).
На кафедре организованы кружки «Методика обучения выразительному чтению студентов-филологов, будущих преподавателей русского языка и литературы» (руководитель проф. К.В. Маерова), "Трудные вопросы русской грамматики" для иностранных студентов IV курса (руководитель проф. С.А. Хавронина).
Научные работы студентов кафедры получают дипломы на всероссийских конкурсах дипломных проектов и дипломных работ «Инновации и карьера» (научные руководители: проф. К.В. Маёрова, проф. В.М. Шаклеин).
Учебный комплекс в 3 томах С.А. Хаврониной «Le russe à votre rythme», написанный совместно с Л. Брон-Чичаговой (Женевский университет) вышел в издательстве «Славия» (Париж) четвертым изданием. Учебник С.А. Хаврониной «Говорите по-русски», «Русский в упражнениях» выдержали около 80 изданий.
Коллектив кафедры завершил работу над учебно-методическими комплексами и активно внедряет их в учебный процесс с использованием новых инновационных технологий: «Корректировочный курс по практикуму устной и письменной речи для иностранных студентов с учетом инновационных методик»; «Русская лингводидактика: история и современность»; «Современные методики преподавания русского языка нерусским»; «Инновационный учебный комплекс по русскому языку»; «Русский язык и культура речи: инновационные методы обучения»; «Новые компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного»; «Новые подходы к обучению научной речи на материале текстов по общей психологии»; «Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ»; «Современный научный текст в преподавании РКИ студентам-лингвистам»; «Инновационные методики преподавания русского языка делового общения магистрам-филологам, будущим преподавателям»; «Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»»; «Русский язык для студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки»; «Современные лингвокультурные и социолингвистические методы изучения русского языка».
Планируется коллективная работа преподавателей над созданием учебно-методических курсов: «Лингвострановедческая интерпретация современной русской лексики в аспекте перевода»; «Межъязыковая интерференция»; «Фразеология современного русского языка в практике преподавания РКИ».
Наличие на кафедре русского языка и методики его преподавания учебной лаборатории (ауд.401) и компьютерных классов (ауд.423,323) позволяет внедрять в учебный процесс созданных на кафедре УМК, шире использовать аудио-, видеоматериалы как на занятиях по РКИ, так и при самостоятельной работе студентов.
Видеоматериалы. На кафедре есть своя видеотека: фильмы « Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гранатовый браслет», «Попрыгунья», «Герой нашего времени» и др. Просмотр фильма в учебной лаборатории или в компьютерных классах под руководством преподавателя с дальнейшим его обсуждением — это завершающий этап изучения определенного произведения («Домашнее чтение» как аспект «Практикума устной и письменной речи»).
В учебном процессе также используются видеокурсы: «Судьбы» Е.Г. Гильдебрант; «Русская речь» по кинокомедии «Бриллиантовая рука» Г.Ф. Жидкова, С.В. Молоков, В.М. Шаклеин, Н.Г. Шорунова, «Семь прогулок по Москве» Ю.Е. Прохоров, А.В. Голубева, русская речь по кинофильму «Ирония судьбы или с легким паром» Г.Ф. Жидкова, С.В. Молоков, В.М. Шаклеин, Н.Г. Шорунова.
Аудиоматериалы. Аудиокниги в учебной лаборатории или в компьютерном классе под руководством преподавателя (И.С. Тургенев « Ася»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «После бала»; А.С. Пушкин «Повести Белкина» (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка), « Дубровский», «Капитанская дочка»; И.А. Бунин «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Грамматика любви») используются при работе с определенными произведениями: а) прослушивание текстов с целью отработки навыков чтения текста («Домашнее чтение» как аспект «Практикума устной и письменной речи»); б) прослушивание текстов с последующим переводом их на английский язык (предмет «Практикум перевода»);
― аудиокассеты с материалами по русской фонетике в учебной лаборатории или в компьютерном классе под руководством преподавателя или в аудитории с магнитофоном при самостоятельной работе (автор ― профессор И.М. Логинова): прослушивание и чтение текстов с заданной интонацией, выполнение таких письменных заданий, как фонетические диктанты, интонационные упражнения с целью корректировки слухо-произносительных навыков в области звуковой и ритмической организации русского слова и интонационных навыков (предмет «Практикум фонетический»);
― аудиоматериал в компьютерном классе к учебному пособию по научной речи для студентов-иностранцев, обучающихся по направлению «Филология», Г.В. Жидковой и С.А. Хаврониной: прослушивание под руководством преподавателя записи с целью обучения аудированию и говорению (предмет «Практикум научной речи»).
Мультимедиа материалы. В связи с организацией компьютерного класса филологического факультета и привлечением компьютерных технологий используются следующие обучающие компьютерные программы:— «English Platinum 2000 Plus»: на занятиях с иностранными студентами по обучению различным видам перевода;— «Golden Russian 2000»: предполагается использование на занятиях с иностранными студентами по практикуму устной и письменной речи с целью презентации грамматического материала и автоматизации навыков употребления лексико-грамматических конструкций. В учебной лаборатории (ауд. 401) организуется просмотр видеоматериалов на уроке РКИ,― прослушивание аудиоматериалов, выполнение работ, обеспечивающих учебный процесс (осуществление учебных аудио- и видеозаписей на кассеты, прослушивание аудиозаписей на кассетах с целью проверки их пригодности для последующей записи на компакт-диски). В компьютерных классах (ауд. 423,323) проводятся следующие виды работы: внедрение в учебный процесс созданных кафедрой учебно-методических комплексов, работа с электронными текстами (программное обеспечение DiViSy LC21), просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов, выполнение работ, обеспечивающих учебный процесс (ввод учебных материалов в компьютеры класса). На занятиях по РКИ используются материалы сайтов:
1) www.ntv.ru, www.euronews.net, www.vor.ru, www.polit.ru, www.rian.ru ― материалы этих сайтов можно использовать при обучении студентов-иностранцев языку прессы;
2) www.perevodov.net ― словари данного сайта можно использовать при обучении иностранных студентов различным видам перевода;
3) www.pushkin.niv.ru, www.turgenev.org ― материалы могут быть использованы как дополнительные при обучении иностранных студентов языку художественной литературы.
Преподаватели кафедры С.А. Хавронина, С.И. Дерягина, К.В. Маёрова, Н.В. Рыжова, Л.А. Соколова совместно с преподавателями факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (ФРЯ и ОД) разработали сквозные программы по русскому языку для иностранных учащихся.
С целью повышения компьютерной грамотности, овладения навыками компьютерного тестирования преподаватели кафедры прошли компьютерные курсы «Компьютерное тестирование знаний студентов (программное и методическое обеспечение разработки и проведения тестирования и анализа его результатов)». Они также проходят стажировку, курсы повышения квалификации, участвуют в работе семинаров на факультете повышения квалификации, связанных с применением в учебном процессе новых методик, инновационных технологий, используют на практических занятиях интерактивные доски, другие технические средства обучения. В 2009 году повысили квалификацию 10 преподавателей по программам: «Информационные технологии. Компьютерный тест», «Организация учебного процесса по системе зачетных единиц». График повышения квалификации преподавателей кафедры в 2010-2014 уч. гг.: В.М. Шаклеин (2014), Т.М. Балыхина (2013), М.И. Исаев (2013), И.М. Логинова (2011), К.В. Майрова (2014), С.А. Хавронина (2014), Л.Н. Анипкина (2012), Е.Н. Барышникова (2014), С.И. Дерягина (2012), О.С. Завьялова (2010), Е..В. Клепач (2013), С.В. Лазарев (2012), Н.А. Минакова (2013), Н.В. Рыжова (2013), Л.А. Соколова (2013), Е.В. Талыбина (2014), Н.Г. Шорунова (2013), Л.С. Корчик (2013), Г.В. Кузьмина (2014), С.В. Молоков (2010), Н.В. Чернова (2013), А.В. Анисимова (2013), И.И. Митрофанова (2013), Е.А. Рубцова (2013), Н.В. Щенникова (2010), Т.Ю. Романова (2010), Н.В. Поморцева (2014), А.К. Новикова (2011), С.С. Микова (2011), Е.А. Смолий (2011), В.Э. Матвеенко (2010), Е.В. Штырина (2013).
На кафедру приглашаются с докладами видные российские и зарубежные ученые: Ю.А. Бельчиков, В.Г. Костомаров, Ю.Е. Прохоров, А.А. Леонтьев, Ю.Н. Караулов, Ю.С. Степанов, В.В. Лопатин, А.Н. Щукин, А.Д. Дейкина, С.Г. Тер-Минасова, В.В. Добровольская, Л.А. Тростенцова.
Учебно-методические пособия по всем специальностям создаются на кафедре, начиная с первого курса, с учетом преемственности в обучении русскому языку - уровней овладения русским языком иностранными студентами.
Кафедра осуществляет тесные контакты с родственными кафедрами русского языка факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин (зав. кафедрами д.п.н. проф. Н.М. Румянцева, к.п.н. проф. А.С. Иванова), кафедрами других вузов (методики, педагогики и психологии Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Институтом языкознания РАН, русского языка как иностранного Кубанского государственного университета, русского языка Ивановского химико-технологического университета, теоретической и прикладной лингвистики Курского технического университета, русского языка Воронежского государственного педагогического университета, методики преподавания русского языка Санкт-Петербургского государственного университета, кафедрой межкультурной коммуникации Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, русского языка и литературы Болонского университета, кафедрой русского языка университета Г’Данунцио (Италия), кафедрой славянских и восточных языков Алжирского университета, русского языка Высшей нормальной школы г. Дакара (Сенегал). Представители кафедры присутствуют на выпускных экзаменах, совместно готовят тесты для выявления остаточных знаний студентов, поступающих на специальности I курса филологического факультета, факультета гуманитарных и социальных наук. С этой целью созданы совместные учебные пособия: «Профессия-дипломат. Русский язык в учебно-профессиональной сфере. I сертификационный уровень. Профессиональный модуль. «Международные отношения», «Политология». (авторы: А.Д. Кулик, В.М. Шаклеин, Н.Г. Шорунова). Создан корректировочный курс (авторы: Ю.М. Науменко, Е.В. Талыбина).
В целях повышения эффективности усваиваемых знаний кафедра осуществляет межпредметные связи. В процессе написания учебно-методических пособий по научному стилю речи, языку специальности учитываются изучаемые студентами дисциплины (авторы: С.И. Дерягина, Н.Г. Шорунова, Л.Н. Анипкина, Т.Ю. Романова, О.С. Завьялова, Г.Ф. Жидкова, Е.Н. Барышникова, Л.С. Корчик, С.И. Ельникова, Н.А. Минакова, С.В. Молоков, Л.А. Соколова, О.И. Меншутина, Е.Ю. Куликова, Е.В. Клепач, Н.В. Чернова).
Кафедра активно участвует во внеучебной работе со студентами. Проводятся ежегодные музыкально-литературные салоны (руководитель проф. К.В. Маёрова), организуются «Дни филолога» (руководители: В.Э. Матвеенко, Е.А. Смолий) осуществляются поездки с целью ознакомления с литературными памятниками, памятниками культуры, местами, связанными с историческими событиями в России (руководители доц. Н.В. Рыжова, асс. Е.Ю. Куликова).
Кафедра неоднократно награждалась дипломами участника смотра-конкурса кафедр на лучшую организацию внеаудиторной работы со студентами Российского университета дружбы народов.