Кафедра русской и зарубежной литературы


Середина 80-х годов для кафедры стала временем естественной смены поколений: уходят на заслуженный отдых Н.А. Дорогова, Н.И. Додонова, Н.Н. Баландина, В.И. Кащеева, в 1994 г. проводили в последний путь Л.А. Ромадинову и это было огромной утратой для всех, кому посчастливилось знать этого редкостной души человека. Им на смену приходят С.М.Пинаев и В.В. Шервашидзе, В.П. Голубкова и Д.У. Якибова, Н .А.Шинкарёва и В.П. Сизов, позднее А.Г.Сергеева и А.В. Хлыстова - за плечами многих из них опыт работы в вузах, прекрасная научная подготовка, свои позиции и концепции, изложенные в многочисленных работах. Прежде в определённой мере разрозненные поиски как в области науки, так и методики обучения литературы становятся всё более целенаправленными, объединяются одной – широкой, как того требует специфика кафедры — темой «Закономерности мирового литературного процесса», имеющей разные аспекты.

Раньше всего следует сказать здесь об интересе к развитию русской литературы ХХ века, которая исследуется в работах профессоров А.С. Карпова, А.Г. Коваленко, С.М. Пинаева, доцентов Н.А.Шинкарёвой, В.П. Голубковой, А.В. Чистякова. У каждого из преподавателей, обращающихся к этому периоду истории русской литературы — своя область научных исследований, свой угол зрения на предмет изучения и преподавания, наконец, своя методика. Это даёт студенту возможность широкого выбора на литературном поле участка, который именно им - начинающим! — и будет осваиваться.

Кафедра - коллектив, усилия которого направлены на то, чтобы ввести студента в мир литературы, тем самым, приобщая к подлинным ценностям духовной жизни человечества. Успех в решении этой задачи обусловлен научным потенциалом, широтой диапазона научных интересов, активностью – тому, что является определяющим в облике кафедрального коллектива и каждого из тех, кто входит в его состав.

Наиболее заметное место в облике научных проблем, находящихся в центре внимания членов кафедры, занимают те, что связаны с изучением процесса литературного развития в ХХ веке. Интерес к этому периоду истории литературы продиктован стремлением понять, что даёт ей право на внимание читателя, каково её место в духовной жизни современного человека. Круг встающих при этом задач чрезвычайно широк, обуславливая для каждого члена кафедрального коллектива возможность выхода к тем вопросам, которые представляются ему наиболее важными. Коллектив этот в течение 25 лет возглавлялся А.С. Карповым. В 2007 году на должность заведующего кафедрой был избран А.Г.Коваленко.


Подход к изучению и преподаванию литературы членами кафедрального коллектива диктуется необходимостью утвердить в сознании студента представление о литературе как важнейшей составной части жизни. Помочь студенту (слушателю, читателю) понять (лучше даже – ощутить), что благодаря литературе он входит в мир прекрасного, раздвигая рамки у собственного жизненного опыта. Ввести своих слушателей в этот мир можно, рассказав о том, что делает его прекрасным, чем одаривают нас его создатели. Разговор о процессе литературного развития (в России, в Европе, в Америке, в странах Востока) возникает на основании изучения его тенденций, писателей, и их произведений, анализ текста, в свою очередь, позволяет понять, как идёт процесс духовного развития человечества.

Здесь возникает множество проблем, тем, встают вопросы, настоятельно требующие ответа. Едва ли не самые острые из этих вопросов те, что возникают при обращении к современной литературной ситуации: традиционное и новаторское в ней, свидетельство обновления и упадка, ценности подлинные и мнимые, реализм и постмодернизм — эти и многие другие, поистине обжигающие, вопросы поднимаются и в лекционных курсах, и в статьях преподавателей кафедры.

Современный литературный процесс - явление сложное, многоаспектное; обращение к нему вызвано не только необходимостью удовлетворения интереса студентов преимущественно к сегодняшней литературе, но и открывающейся при этом возможностью выхода к тем острым проблемам, которые сегодня ставит жизнь, а литература по-своему их отражает. В ряду этих проблем — феномен массовой литературы: находящая широкий спрос у читателя, она обычно высокомерно третируется серьёзным литературоведением. А между тем важно понять, какое место занимает в жизни читателя, чем обеспечивается (часто - к сожалению) её успех у него. Изучение этого явления занимает важное место в работе кафедры. Спектр проблем, находящихся в поле зрения коллектива кафедры чрезвычайно широк, способен удовлетворить интересы к студенческой аудитории, так и коллег. И круг этот непрерывно расширяется: возникают новые проблемы, совершенствуя литературоведческий инструментарий, наконец, изменяется студенческая аудитория, её запросы и желания. Важно, что каждый из членов кафедры уверенно чувствует себя в разных областях своей науки: теории литературы, её истории, методики преподавания и т.д. Это позволяет строить учебные курсы на широком основании, раздвигать тематические рамки исследований.

Здесь особую роль призванные сыграть возводимые в систему спецкурсы, благодаря которым студенты становятся своеобразными соучастниками научной работы, которая ведётся преподавателями: в области мифологии (А.В. Кореньков), детской литературы (В.П. Голубкова), типологии реализма (Д.У. Якибова), поэзии серебряного века (С.М. Пинаев), постмодернизма в русской литературе (А.Г. Коваленко), прозы русского Зарубежья 70-90-х годов (А.С. Карпов), французского экзистенциализма (В.В. Шервашидзе) и др. Как показывает уже название кафедры, предметом внимания её коллектива является мировая (прежде всего - русская) литература в целом. Естественно, у каждого из тех, кто входит в этот коллектив — свои научные интересы, свои подходы и приёмы, наконец, своя манера изложения (устного или письменного) мыслей. Однако при этом научный коллектив представляет как нечто целостное: учебные курсы и выполняемые коллегами по кафедре исследования представляют как взаимодополняющие.

Обращение — в учебных курсах и научных исследованиях — кафедрального коллектива к той или иной области литературоведения диктуется необходимостью уяснить, что позволяет (или, напротив, не позволяет) литературе — порою очень отдалённой от нас по времени — и сегодня оставаться для человека жизненно необходимым было огромной утратой для всех, кому посчастливилось знать этого редкостной души человека. Им на смену приходят С.М.Пинаев и В.В. Шервашидзе, В.П. Голубкова и Д.У. Якибова, Н.А. Шинкарёва и В.П. Сизов, позднее А.Г.Сергеева и А.В. Хлыстова – за плечами многих из них опыт работы в вузах, прекрасная научная подготовка, свои позиции и концепции, изложенные в многочисленных работах. Прежде в определённой мере разрозненные поиски, как в области науки, так и методики обучения литературы становятся всё более целенаправленными, объединяются одной – широкой, как того требует специфика кафедры — темой «Закономерности мирового литературного процесса», имеющей разные аспекты.

Раньше всего следует сказать здесь об интересе к развитию русской литературы ХХ века, которая исследуется в работах профессоров А.С. Карпова, А.Г. Коваленко, С.М. Пинаева, доцентов Н.А.Шинкарёвой, В.П. Голубковой, А.В. Чистякова. У каждого из преподавателей, обращающихся к этому периоду истории русской литературы — своя область научных исследований, свой угол зрения на предмет изучения и преподавания, наконец, своя методика. Это даёт студенту возможность широкого выбора на литературном поле участка, который именно им - начинающим! — и будет осваиваться.

Кафедра - коллектив, усилия которого направлены на то, чтобы ввести студента в мир литературы, тем самым, приобщая к подлинным ценностям духовной жизни человечества. Успех в решении этой задачи обусловлен научным потенциалом, широтой диапазона научных интересов, активностью – тому, что является определяющим в облике кафедрального коллектива и каждого из тех, кто входит в его состав.

Наиболее заметное место в облике научных проблем, находящихся в центре внимания членов кафедры, занимают те, что связаны с изучением процесса литературного развития в ХХ веке. Интерес к этому периоду истории литературы продиктован стремлением понять, что даёт ей право на внимание читателя, каково её место в духовной жизни современного человека. Круг встающих при этом задач чрезвычайно широк, обуславливая для каждого члена кафедрального коллектива возможность выхода к тем вопросам, которые представляются ему наиболее важными.

Подход к изучению и преподаванию литературы членами кафедрального коллектива диктуется необходимостью утвердить в сознании студента представление о литературе как важнейшей составной части жизни. Помочь студенту (слушателю, читателю) понять (лучше даже – ощутить), что благодаря литературе он входит в мир прекрасного, раздвигая рамки у собственного жизненного опыта. Ввести своих слушателей в этот мир можно, рассказав о том, что делает его прекрасным, чем одаривают нас его создатели. Разговор о процессе литературного развития (в России, в Европе, в Америке, в странах Востока) возникает на основании изучения его тенденций, писателей, и их произведений, анализ текста, в свою очередь, позволяет понять, как идёт процесс духовного развития человечества.

Объединение в одном научном коллективе тех, кто занят изучением и преподаванием русской литературы, с коллегами, область интереса которых – зарубежная литература может рассматриваться в условиях РУДН, как оптимальный вариант: принцип взаимодополнения осуществляется при этом совершенно естественно.


Это чрезвычайно важно: литературоведение в наши дни всё теснее смыкается с культурологией, задача преподавателя и учёного — помочь входящим в жизнь людям осознать как жизненно необходимые духовные ценности, лежащие в основании человеческой культуры для лучших из выпускников с получением университетского диплома обучение не заканчивается: аспирантура открывает путь в науку, а для многих – и преподавательскую деятельность. Круг разрабатываемых в её рамках тем определяется научными интересами членов кафедрального коллектива, возникают, как правило, в результате многолетнего сотрудничества будущего аспиранта с преподавателем. Когда-то начинали студентами, а затем обучались в аспирантуре сегодняшние сотрудники кафедры: профессор А.Г. Коваленко, доценты А.В.Чистяков и Т.В.Коренькова. На других кафедрах университета работают доценты В.В. Барабаш, А.Е. Базанова, профессор Г.Н. Трофимова, в вузах разных городов преподают О. Алейников, О. Федосова и др. Коллектив кафедры не велик, но давно уже стал сплочённым, способным решать значительные педагогические и научные задачи. Имена тех, кто составляет этот коллектив звучат достаточно весомо и со страниц научных изданий (кафедра имеет до сотни публикаций в год, в том числе, в весьма престижных изданиях в России и за рубежом), и на представительных научных форумах в Москве, Санкт — Петербурге, Воронеже, Симферополе, в университетах Германии, США, Польши, Венгрии и т.д. Тесные контакты установились с коллегами из МГУ, ИМЛИ РАН, МПГУ, университетами Воронежа, Екатеринбурга, Волгограда и других городов России. В немалой степени способствует этому издающийся усилиями, главным образом, членов кафедры «Вестник РУДН: серия литературоведение и журналистика»: в его (к настоящему времени – шести) выпусках представлены результаты научных исследований учёных, представляющих не только кафедру, но и многие научные учреждения России, а также Великобритании, Венгрии, Словакии, Испании и др.

Стоит особо подчеркнуть, что рабочими языками «Вестника», кроме русского являются английский и испанский: около ЗО учебных и научных учреждений России, а также свыше 20 университетов Европы и США получают это издание, хорошо встречаемое читателями, которым оно адресовано.

В целом, кафедра сегодня представляет собой коллектив высококвалифицированных преподавателей, успешно справляющийся со стоящими перед ним задачами.
История кафедры
Впечатления студентов о встрече с З. Прилепиным, прошедшей в РУДН в ноябре 2012 года