Кафедра психологии и педагогики

История развития кафедры начинается с открытия в 1964 году в Университете дружбы народов им. П.Лумумбы кафедры педагогики (зав. кафедрой – профессор С.И.Зиновьев), которая обеспечивала преподавание логики, психологии, педагогики на историко-филологическом факультете и факультете физико-математических и естественных наук УДН.

В 1972 году кафедра расширила диапазон научных интересов в области психологических наук и была переименована в кафедру педагогики и психологии (зав. кафедрой – д.психол.н., профессор Борис Андреевич Душков).
Интенсивное развитие психологической школы на филологическом факультете Университета дружбы народов начинается в 1984 году. С 17 января 1984 г. кафедрой заведовала д.психол.н., профессор Наталья Ивановна Рейнвальд. В этот период руководит кафедрой педагогики и психологии доктор психологических наук, профессор Наталья Ивановна Рейнвальд. Рассматривая свойства личности как основополагающие критерии зрелости, Н.И. Рейнвальд особое внимание уделяла в научной работе кафедры проблемам исследования базовых свойств личности. По данной тематике в 80-е годы был выполнен ряд кандидатских диссертаций и подготовлены монографии «Психология личности» (Н.И. Рейнвальд) и «Студент на пороге XXI века» (коллектив авторов, отв. ред. Н.И. Рейнвальд).
В 90-х годах в Университете дружбы народов открываются новые факультеты, востребованные временем, разрабатываются системы довузовского и дополнительного профессионального образования. 5 февраля 1992 года решением Правительства России университет переименован в Российский Университет дружбы народов.
В этот сложный период (с 1989 по 2010 годы) кафедру педагогики и психологии филологического факультета возглавляет доктор психологических наук, профессор Крупнов Александр Иванович. Продолжая традиции школы дифференциальной психологии Б.Н. Теплова – В.Д. Небылицына, А.И.Крупнов предложил новый системно-диспозиционный подход в изучении индивидуальных, типологических, возрастных, гендерных и национально-этнических особенностей свойств личности и индивидуальности.

В 90-е годы научной лабораторией кафедры под руководством А.И.Крупнова разрабатываются диагностические методики по изучению свойств личности: ответственности, инициативности, трудолюбия, организованности, общительности, любознательности, настойчивости, изобретательности, уверенности. В результате многочисленных исследований были внедрены в практику высшей школы и организационную практику программы по саморегуляции и коррекции вышеперечисленных свойств.
С появлением Государственных стандартов ВПО первого поколения (в середине 90-х годов) преподаватели кафедры обеспечивают преподавание психолого-педагогических дисциплин на всех факультетах РУДН. В 1999 году в РУДН были открыты специальность и направление «Психология» и кафедра педагогики и психологии становится выпускающей. В 1999 г. был произведен первый набор на направление «Психология» (дневное отделение), в 2000 г. – на специальность «Психология» (вечернее отделение).
В 2004 году в результате внедрения новых учебных и научно-исследовательских программ кафедра педагогики и психологии меняет название и становится кафедрой социальной и дифференциальной психологии с курсом общей психологии и педагогики (зав. кафедрой – действительный член МАН ВШ, академик МАНПО, д.психол.н., профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ А.И. Крупнов). В этом же году состоялся первый выпуск бакалавров по направлению «Психология», а первый выпуск магистров-психологов состоялся в 2006 году.
В это время преподаватели кафедры обеспечивают как подготовку бакалавров, специалистов и магистров по направления и специальности «Психология», так и продолжают обеспечивать преподавание психолого-педагогических дисциплин на всех факультетах РУДН. Преподавателями кафедры были опубликованы учебно-методические пособия и курсы лекций для студентов большинства факультетов РУДН.
В 2004 году прошел первый выпуск бакалавров и специалистов, а в 2006 году – магистров по направлению «Психология». В связи с открытием в РУДН диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней по специальностям 19.00.01 (общая психология, психология личности, история психологии) и 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования) значительно активизируется работа аспирантуры кафедры, с 2004 г. выпускники аспирантуры кафедры защищаются в РУДН.
В рамках научной школы системных исследований личности в этот период был выполнен ряд исследований по грантам РГНФ под руководством А.И.Крупнова (целостно-функциональный подход к изучению свойств личности; психологическая структура и природа черт характера; гендерные различия в проявлениях свойств личности; этнопсихологические особенности черт личности; сравнительный анализ личностных и когнитивных характеристик активности в чистых и поражённых радиацией зонах; структура организационно-психологических характеристик представителей различных социальных групп и др.). Концепция системно-функциональной природы свойств личности легла в основу целого ряда исследований, проведенных в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Рязань, Брянск, Тольятти, Тамбов и др.) и за рубежом.
В 2008 году кафедра социальной и дифференциальной психологии с курсом «Общей психологии и педагогики» была преобразована в:
– кафедру социальной и дифференциальной психологии (зав. каф. – действительный член МАН ВШ, академик МАНПО, д.психол.н., профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ А.И. Крупнов)
– кафедру психологии и педагогики (зав. каф. – Александр Валерьевич Гагарин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии акмеологических наук).
В дальнейшем с 2011 года кафедру возглавила доктор психологических наук, доцент Карабущенко Наталья Борисовна – выпускница докторантуры РУДН, исследователь в области психологии элит, основатель нового направления в психологической науке – элитологической психологии.

Кафедра психологии и педагогики обеспечивала учебный процесс в бакалавриате и магистратуре по специальности «Психологическое консультирование». Профессорско-преподавательский состав кафедры психологии и педагогики осуществлял подготовку психологов-консультантов, внедрял новые программы дополнительного профессионального обучения, а также активно работал над исследовательскими проектами, поддержанными различными научными фондами.
В сентябре 2010 года заведующим кафедрой социальной и дифференциальной психологии становится ученик Александра Ивановича Крупнова, почетный работник высшего профессионального образования, академик МАН ПО, доктор психологических наук, профессор Сергей Иванович Кудинов, автор более 300 научных публикаций, в том числе 12 монографий и 15 учебных и учебно-методических пособий. С. И. Кудинов является основателем научной школы «Полисистемный подход исследования самореализации личности», в рамках которой рассматриваются аспекты самореализации личности в онтогенезе, в том числе структура, условия, формы, виды, механизмы самореализации, а также гендерная, национально-этническая и индивидуально-типологическая специфика самореализации.

В период с 2010 по 2020 г.г. кафедра социальной и дифференциальной психологии являлась активным организатором крупных всероссийских и международных конференций (всего более 25 научных форумов), в которых принимали участие как ведущие специалисты, так и молодые ученые из Монголии, Болгарии, Эквадора, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Германии, Израиля, Вьетнама, Болгарии, Беларуси, Казахстана, Молдовы и различных регионов России. В октябре 2010 года началось международное научное сотрудничество кафедры социальной и дифференциальной психологии с Американской психологической ассоциацией (АРА). Начиная с 2011 года преподаватели, аспиранты и студенты психологического отделения РУДН ежегодно участвуют в съездах Восточной психологической ассоциации США (ЕРА) и других мероприятиях, организуемых Американской психологической ассоциацией (АРА). В это же время начался процесс подачи и рассмотрения заявки на вступление в Психологическое общество почета PSI CHI 11 октября 2013 года во время ежегодного студенческого Фестиваля науки на филологическом факультете состоялась торжественная церемония открытия подразделения Психологического общества почета PSI CHI в РУДН, на которой присутствовало более 150 студентов и преподавателей. РУДН первым из российских вузов добился права открыть отделение PSI CHI, которое стало первым не только в России, но и в Восточной Европе, и вторым в Европе (после Ирландии).
Кроме того, в данный период кафедрой социальной и дифференциальной психологии проводилась активная научно-исследовательская работа в рамках двух научных школ: 1) научная школа профессора А. И. Крупнова «Целостно-функциональное изучение свойств личности и индивидуальности»; 2) научная школа профессора С. И. Кудинова «Полиситемный подход в исследовании самореализации личности». В результате работы научных школ были проведены крупные исследования, поддержанные различными грантовыми программами внешних научных фондов, а также проводились научные исследования в рамках ежегодных Инициативных научно-исследовательских проектов, поддерживаемых фондами университета. С 2000 по 2020 годы в результате работы научных школ профессора А.И. Крупнова и профессора С.И.Кудинова было защищено более 75 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе работы иностранных аспирантов кафедры социальной и дифференциальной психологии из Эквадора, Китая, Вьетнама, Казахстана.

15 марта 2021 года кафедры социальной и дифференциальной психологии и психологии и педагогики вновь объединились в единую кафедру психологии и педагогики филологического факультета РУДН. Заведует кафедрой кандидат психологических наук Евгений Брониславович Башкин.

В настоящее время кафедра психологии и педагогики филологического факультета внедряет в практику новые проекты по развитию бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и дополнительных образовательных программ, проводит международные конференции, продолжает подготовку к защите диссертаций аспирантов и соискателей, ведет активное международное сотрудничество и, конечно, связывает свое будущее со стратегическими перспективами развития Российского университете дружбы народов. Кафедра готовит психологов самых разных профилей, в частности специалистов психологов-консультантов, ориентированных как на научную, так и на масштабную практическую работу. Студенты осваивают методы психологического исследования, диагностики и консультирования. Кроме того, студенты активно вовлечены в совместные международные проекты, имеют возможность непосредственного общения с зарубежными психологами мирового уровня. На кафедре ведется подготовка по магистерской программе двойных дипломов сетевого университета ШОС.