Научный международный онлайн семинар «Учиться у……» по программе международного сотрудничества Erasmus+

15 марта кафедрой психологии и педагогики филологического факультета РУДН совместно с кафедрой исследования проблем детства и школы Институтом педагогики Факультета социальных наук Гданьского университета в рамках международного проекта Erasmus+KA107 был проведен Научный международный онлайн семинар «Учиться у……». Целью семинара был поиск ответов на следующие вопросы: У кого мы учимся, хотим учиться или можем учиться? С какой целью мы предпринимаем усилия для учения и чего ожидаем? Каковы эффекты ≪обучения у…≫ и долгосрочные их последствия? Что способствует этому процессу, а что ему препятствует? Семинар проводился по двойной формуле: пленарной сессии онлайн и панельной сессии на русском и польском языках.
В работе семинара также приняли участие вузы-партнеры Восточно-Европейский институт психологии (Украина-Франция), Харьковский государственный педагогический университет (Украина).

В пленарной сессии были представлены ключевые доклады из каждого вуза-партнёра.
Зав. кафедрой исследования проблем детства и школы Института педагогики Гданьского университета, профессор, доктор наук Дорота Клус-Станьска выступила с докладом «Когда дети учатся только…». Она обозначила проблемы межличностного взаимодействия в детских коллективах, выделили формы и способы организации учебного сотрудничества в Польше, отметила влияние разных типов отношений учеников на успешность их учебной деятельности.

Доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Нина Львовна Сунгурова представила доклад «Самоорганизация деятельности как условие обучения на собственном опыте (в виртуальной образовательной среде)». Автор отметила, что Интернет-технологии в системе университетского образования используются для решения различных образовательных задач: обучения, организации самостоятельной познавательной активности студентов, управления педагогическим процессом. В практике организации учебного процесса применяются разные технологии электронного обучения: технологии реализуемые посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение); технологии индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»); технологии, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активной роли в коммуникации (обучение «один ко многим»). Самоорганизация деятельности выступает важным условием обучения на собственном опыте в виртуальной образовательной среде. Эффективность деятельности студентов в условиях электронного обучения зависит от того, как именно они ориентируются на собственные внутренние принципы, от способности самостоятельно создавать условия для оптимизации учебных задач и действий.
Представитель Харьковского государственного педагогического университета профессор Светлана Лупаренко выступила с докладом «Учиться у себя: источники саморазвития», рассмотрев условия, источники саморазвития человека в современных условиях и предложив систему профилактических мероприятий и тренингов по преодолению стрессовых состояний, утомления, эмоционального выгорания.
Доцентом кафедры психологии и педагогики, кандидатом педагогических наук Ольгой Константиновной Логвиновой был представлен доклад «Учимся друг у друга: проблема наставничества в высшей школе». Она отметила, что в настоящее время во многих странах активно развивается институт наставничества, как в бизнесе и в промышленной сфере, так и на всех уровнях образования. В докладе раскрывалась сущность наставничества как двустороннего процесса, в основе которого – взаимодействие, взаимный интерес и взаиморазвитие. Были представлены различные инструменты и виды наставничества. Особое внимание автор уделила проблеме наставничества в современном университете, в частности, студенческому наставничеству (peer-mentoring) - эффективной системе взаимодействия студентов (как правило, представителей старших курсов с младшими курсами), которая позволяет оперативно решить ряд актуальных задач, таких, как помощь неуспевающим студентам, поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к новым условиям, включение их в жизнь университета. Обсуждались условия эффективности программ наставничества и перспективы их развития в современных международно-ориентированных вузах.
Завершало пленарную часть выступление директора Восточно-Европейского Института психологии профессора, доктора психологических наук Ирины Петровны Манохи на тему «Учиться у…..каждого поколения», в котором она обозначила проблему межпоколенного взаимодействия, проблему отношения «отцов и детей», остановилась на кросскультурных исследованиях ценностей и отношений, выделила методы и приемы психологической работы, способствующие установлению позитивных отношений между родителями и детьми, учителями и учениками, опытными и начинающими коллегами.
На заседании сессии в панели со стороны РУДН была организована работа «круглого стола», в котором приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты. В выступлениях получили дополнительное освещение аспекты проблемы обучения на собственном опыте, на опыте другого.
Профессор кафедры психологии и педагогики Галина Павловна Иванова выступила с сообщением на тему «Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи как ресурс качества его профессиональной подготовки». В своем выступлении она подчеркнула, что компетентностно-ориентированное наставничество предполагает формирование профессиональных компетенций и социально- важных качеств молодых специалистов, передачу ключевых корпоративных компетенций и отраслевых ценностей. Наставничество рассматривается в качестве интегративного и системообразующего компонентов педагогики, а деятельность наставников представляется как сложный и содержательный процесс, в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные составляющие. Иванова Г.П. отметила, что новый смысл и содержание компетентностно-ориентированного наставничества определяют его настоящую социально-педагогическую миссию, где главная цель - социально-педагогическое содействие в обеспечении качества профессиональной подготовки будущих специалистов; главная задача - формирование профессиональных компетенций и социально-значимых качеств у студенческой молодежи, а также трансформация и передача ключевых (корпоративных) компетенций. Ею были предложены пути формирования корпоративных компетенций и ценностей студентов в условиях современного вуза.
Доцент кафедры управления сестринской деятельностью медицинского института, кандидат психологических наук Злата Викторовна Бойко представила анализ результатов лонгитюдного исследования влияния обучения в пожилом возрасте на изменения в протекании когнитивных процессов. Исследование проводилось в течение двух лет, с октября 2014 года по 2016 год. В нем приняли участие 21 человек, из них 19 женщин в возрасте от 51 до 63 лет и 2 мужчин в возрасте 57 и 59 лет. Все испытуемые являлись слушателями программы профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология», рассчитанной на 2,5 года. На момент начала исследования все испытуемые не работали и имели базовое высшее образование. Ни один из участников программы не имел психологического образования (это для программы было ключевым моментом) и обучение психологии является для них новой сферой знаний. В ходе исследования изучались характеристики познавательных процессов, которые оценивались в течение всего срока обучения каждые два месяца, а также общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта. Статистически значимые изменения наблюдались с начала второго семестра первого года обучения. Проведенное исследование показало, что изменение психологического статуса и когнитивного функционирования пожилых людей в процессе обучения новой для них сферы знаний возможно.
Доцент кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук Татьяна Сергеевна Пилишвили выступила на тему «Психологическое сопровождение культурного многообразия в университете: что значит понять другого?». Особое внимание в докладе уделялось проблеме культурного многообразия как всей совокупности многообразных форм, с помощью которых находят свое выражение культуры групп и сообществ. В выступлении рассматривалась модель четырехслойного культурного многообразия в идентичности личности по Л. Гарденсвартц с соавторами (1994 г.). С позиции современной мультикультурной консультативной психологии для работы психолога в данной парадигме требуется культурная компетентность как способность специалиста эффективно взаимодействовать с людьми, представляющими различные культуры. Культурная компетентность включает четыре компонента: 1) понимание собственного культурного мировоззрения; 2) отношение к культурным различиям; 3) знание различных культурных методов и мировоззрений; 4) межкультурные навыки. В рамках культурной компетентности обозначен коэффициент культурного развития личности. В данный коэффициент наряду с мотивацией, познанием и поведенческими стратегиями входит также метапознавательный аспект, который означает то, как специалист выносит для себя смысл из перенесённого опыта кросскультурного взаимодействия посредством осведомленности, планирования, проверки и понимания. В данном плане следует говорить скорее не о самом ответе на вопрос «Что значит понять другого?», а об осознании психологом проблемы понимания себя и другого как обладающих комплексом различных измерений сложного конструкта культурного разнообразия, что выводит психоконсультирование в новую плоскость трудного и сложного жизненного мира всех его участников.
Завершил работу сессии доклад Магомедовой Екатерины Александровны, студентки 2 курса магистратуры направления «Психологическое консультирование» кафедры психологии и педагогики на тему «Особенности преодолевающего поведения вьетнамских и российских студентов». В своём выступлении она обозначила проблему стресс-преодолевающего поведения в процессе адаптации личности к новой образовательной и культурной среде на примере студентов из Вьетнама и России, обучающихся в международно-ориентированном вузе (РУДН) на различных факультетах, в возрасте от 18 до 22 лет. Раскрыла основные особенности стресс-преодолевающего поведения вьетнамских и российских студентов с учётом этнической и половой принадлежности. Выделила основные стратегии стресс-преодолевающего поведения, а также общие и различные стратегии преодоления трудной жизненной ситуации у вьетнамских и российских студентов.