Имидж России в Восточной Европе (на примере Балканского региона)

Руководитель проекта

Все участники
Барабаш Виктор Владимирович

Барабаш Виктор Владимирович

декан филологического факультета РУДН, директор Института геополитических коммуникаций РУДН, заведующий кафедрой массовых коммуникаций

Общая информация

Формирование имиджа государства в СМИ прочно связано с развитием и распространением информационных технологий, транснациональных коммуникаций, становлением сетевого общества, то имидж государства в сознании общества формируется на базе информации, которая поступает из массмедиа. 

Формируемый имидж зависит не только от тематики и пропагандисткой структуры информационного материала, но также от частоты публикаций в прессе и новых медиа, соцсетях, выступлений субъектов политического процесса, распространяемых в виде аудио-, видеоматериалов. Собственно внутренний имидж государства зиждется на представлениях самих целевых аудиторий об идентификации собственной нации, личностной идентичности, статусе своей страны в мире, ее ценностях и достижениях. 

Элементы продвигаемого имиджа государства должны корреспондироваться с национальной идентичностью, как ядром нации, сформировавшемся на базе исторических, географических, демографических характеристик, транслируемых на внутреннюю и внешнюю целевые аудитории. Так, например, протоимидж России на Балканах – сложился как в результате организации властных структур, так и из наличия возможности непрерывного обмена информацией с внешним миром, оказывающим на него существенное воздействие с целью выведения ее из равновесия. Существенное влияние России на данный регион во многом базируется на православной культуры. 

Связь России и Сербии в области истории, религии, лингвистики и духовного творчества народа (духовные стихи) не только способствовала развитию СМИ в на Балканах, но и стала основой для построения положительного имиджа России в сознании носителей той же сербской лингвокультуры, которая является производной от взаимосвязи русских и сербских духовных стихов, деятельности по сохранению народного творчества таких русских и сербских поэтов и историков, как Ф.И. Буслаев, А.С. Пушкин, В. Караджич, П. В. Киреевский и др., духовной связи русской и сербской православных церквей, печатания в России православной литературы для нужд сербской церкви. Кроме того, появление одного из первых письменных сербских языков, основанных на русской грамматике, объединил Россию и Сербию много веков назад, а русский духовный стих стал основой для формирования положительного имиджа России в Сербии, который в дальнейшем получил свое развитие в электронных СМИ и цифровых медиа Балканского региона.

Содержание исследования

Для достижения поставленных целей ряд тактических положений исследуется с позиции формирования имиджа государства в информационно-коммуникативном обществе, зависящего как от реальных достижений объекта, так и от способности системно донести до целевых аудиторий реальные успехи страны, используя весь спектр традиционных и новых медиа. Кроме того, построение эффективного имиджа в цифровой среде осуществляется через различные PR-методы (позиционирование, манипулирование, мифологизация, учёт эмоционального фактора, формат, вербализация, детализация, замена целей, дистанцирование, метафоризация, визуализация, учёт общественного мнения), а также исторический, культурный, национальный, географический, социальный, политический контексты, на базе которых и формируются образные представления о государстве. В процессе создания эффективного имиджа государства в цифровой среде необходимо учитывать общественное мнение, социокультурную специфику общества, актуальную геополитическую повестку, пропагандистские материалы политических союзников и противников, исторически сложившиеся образные представления о стране на основе продвигаемой информационной повестки, а также возможность возникновение в сознании целевых аудиторий спонтанного имиджа страны. Среди основных медиа, включенных в исследование - Blic (Сербия), Kurir (Сербия), n1info (Сербия), Побjеда (Черногория), Вести (Черногория), In4s.net (Черногория), Cdm.me (Черногория), Objektiv.me (Черногория), Portalanalitika.me (Черногория), 24sata (Хорватия), Jutarnji list (Хорватия), Vecernji list (Хорватия), Dnevni avaz (Босния и Герцеговина), Ослобоженье (Босния и Герцеговина), Klix.ba (Босния и Герцеговина), Hercegovina.info (Босния и Герцеговина), Expresstabloid.ba (Босния и Герцеговина), являясь основным агрегаторами новостей, формируют коммуникационную повестку в регионе, внося существенный вклад в формирование имиджа Российской Федерации. Медиаполе Балканского региона, где имидж России традиционно базируется на популярных усеченных представлениях о действительности – экзостереотипах о стране (холод, зима, снег, медведь, водка, славяне, православие, коммунизм, СССР, Москва, Кремль), и образных представлениях о роли личности в российской истории (Иван Грозный, Ленин, Сталин, Путин), а также на стереотипах, формирующихся в конкретной стране региона (Черногория: эмигранты, туристы, недвижимость, богатство; Босния и Герцеговина/Хорватия: русские наёмники, сербские защитники, сербские братья; Сербия/Республика Сербская: газ, нефть, русская культура, русская история, русское оружие, борьба с терроризмом), современных представлениях с негативной коннотацией (цензура, противоречивые законы, империализм, путинская эра, аннексия, война, русские хакеры), требует постоянного мониторинга и реагирования на быстро меняющуюся информационную повестку. Заголовки и тематика публикаций традиционных и новых медиа на сербохорватском языке позволяют создавать эффективный имидж, формируя позитивную информационную повестку, где представление о Российской Федерации в периоды 2006-2014 гг. фокусировалось на деятельности российского бизнеса, строительстве, туризме, формируя нейтральный или положительный имидж РФ, тогда как в 2014-2021 гг. – очевиден акцент медиа на российской военной промышленности, армии, здравоохранении, деятельности хакеров, особенностях российской законодательной базы и ее различиях с законами ЕС. СМИ Сербии, противостоящие в современном медийном поле другим странам региона, представляющим имидж России в нейтральном или негативном ключе, стали в целом главным центром притяжения позитивных новостей на сербохорватском языке, формируя положительные образные представления об РФ на Балканах, основываясь на совместном религиозном и историческом прошлом, современном всестороннем политикоэкономическом сотрудничестве. Сербские СМИ, взявшие за основу совместное с Россией православное историческое и языковое прошлое, политико-экономические и социокультурные связи, по сути, являются последовательным проводником российской внешней политике в медиаполе Балкан, что рассматривается нами как основа для дальнейшего формирования позитивной информационной повестки и продвижения эффективного имиджа РФ в данном регионе. Системное представление об имидже РФ обеспечивается обширной базой информационных источников, включающих традиционные и новые новостные медиа о Российской Федерации в их офлайн и онлайн версиях как Blic, Kurir, (Сербия); Dnevni avaz, Ослобоженье, Глас српске (Босния и Герцеговина); Вести, Побjеда (Черногория); 24sata, Jutarnji list, Vecernji list (Хорватия); а также интернет СМИ: Informers.rs, Politika.rs (Cербия); Buka, Klix.ba, Hercegovina.info, Expresstabloid.ba, Al Jazeera Balkans (Босния и Герцеговина); In4s.net, Cdm.me, Objektiv.me, Portalanalitika.me (Черногория); n1info (Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина) на сербохорватском языке.

Задачи проекта

1
Проанализировать термин «имидж» и его значения в контексте современного коммуникационного общества.
2
Выявить влияние традиционных и новых медиа на построение устойчивого и эффективного имиджа государства, создаваемого с помощью механизмов убеждения, внушения, подражания для обеспечения положительного отношения к нему социального окружения.
3
Проанализировать роль традиционных и новых медиа в формировании различных характеристик имиджа Российской Федерации в Балканском регионе.
4
Обозначить специфику и роль экзостереотипов в создании имиджа России в СМИ Балканского региона.
5
Обозначить специфику и роль эндостереотипов в создании имиджа России в СМИ Балканского региона.
6
Выявить положительные и отрицательные характеристики имиджа Российской Федерации в традиционных и новых медиа, выходящих на сербохорватском языке.
7
Проследить изменения характеристик имиджа России в медиаполе Сербии, Боснии и Герцеговины, Республики Сербской, Хорватии, Черногории в периоды 2006-2022 гг. и 2014-2022 гг.

Цели проекта

    Цель проекта – определение особенностей формирования, продвижения и корректировки современного имиджа Российской Федерации в Восточной Европе, в частности на Балканах, формируемого сербскими СМИ, выходящими на сербохорватском языке.

Результаты проекта

1

На основании полученных результатов планируется выработать рекомендации по корректировке современного имиджа российской Федерации в медиасреде Балканского региона.

Продолжая использовать сайт phil.rudn.ru вы соглашаетесь на использование cookies. Более подробная информация на странице Политика конфиденциальности