Имидж России в Восточной Европе (на примере Балканского региона)
Руководитель проекта
Все участники →Барабаш Виктор Владимирович
декан, директор, заведующий кафедройОбщая информация
Формирование имиджа государства в СМИ прочно связано с развитием и распространением информационных технологий, транснациональных коммуникаций, становлением сетевого общества, то имидж государства в сознании общества формируется на базе информации, которая поступает из массмедиа.
Формируемый имидж зависит не только от тематики и пропагандисткой структуры информационного материала, но также от частоты публикаций в прессе и новых медиа, соцсетях, выступлений субъектов политического процесса, распространяемых в виде аудио-, видеоматериалов. Собственно внутренний имидж государства зиждется на представлениях самих целевых аудиторий об идентификации собственной нации, личностной идентичности, статусе своей страны в мире, ее ценностях и достижениях.
Элементы продвигаемого имиджа государства должны корреспондироваться с национальной идентичностью, как ядром нации, сформировавшемся на базе исторических, географических, демографических характеристик, транслируемых на внутреннюю и внешнюю целевые аудитории. Так, например, протоимидж России на Балканах – сложился как в результате организации властных структур, так и из наличия возможности непрерывного обмена информацией с внешним миром, оказывающим на него существенное воздействие с целью выведения ее из равновесия. Существенное влияние России на данный регион во многом базируется на православной культуры.
Связь России и Сербии в области истории, религии, лингвистики и духовного творчества народа (духовные стихи) не только способствовала развитию СМИ в на Балканах, но и стала основой для построения положительного имиджа России в сознании носителей той же сербской лингвокультуры, которая является производной от взаимосвязи русских и сербских духовных стихов, деятельности по сохранению народного творчества таких русских и сербских поэтов и историков, как Ф.И. Буслаев, А.С. Пушкин, В. Караджич, П. В. Киреевский и др., духовной связи русской и сербской православных церквей, печатания в России православной литературы для нужд сербской церкви. Кроме того, появление одного из первых письменных сербских языков, основанных на русской грамматике, объединил Россию и Сербию много веков назад, а русский духовный стих стал основой для формирования положительного имиджа России в Сербии, который в дальнейшем получил свое развитие в электронных СМИ и цифровых медиа Балканского региона.
Для достижения поставленных целей ряд тактических положений исследуется с позиции формирования имиджа государства в информационно-коммуникативном обществе, зависящего как от реальных достижений объекта, так и от способности системно донести до целевых аудиторий реальные успехи страны, используя весь спектр традиционных и новых медиа. Кроме того, построение эффективного имиджа в цифровой среде осуществляется через различные PR-методы (позиционирование, манипулирование, мифологизация, учёт эмоционального фактора, формат, вербализация, детализация, замена целей, дистанцирование, метафоризация, визуализация, учёт общественного мнения), а также исторический, культурный, национальный, географический, социальный, политический контексты, на базе которых и формируются образные представления о государстве. В процессе создания эффективного имиджа государства в цифровой среде необходимо учитывать общественное мнение, социокультурную специфику общества, актуальную геополитическую повестку, пропагандистские материалы политических союзников и противников, исторически сложившиеся образные представления о стране на основе продвигаемой информационной повестки, а также возможность возникновение в сознании целевых аудиторий спонтанного имиджа страны. Среди основных медиа, включенных в исследование - Blic (Сербия), Kurir (Сербия), n1info (Сербия), Побjеда (Черногория), Вести (Черногория), In4s.net (Черногория), Cdm.me (Черногория), Objektiv.me (Черногория), Portalanalitika.me (Черногория), 24sata (Хорватия), Jutarnji list (Хорватия), Vecernji list (Хорватия), Dnevni avaz (Босния и Герцеговина), Ослобоженье (Босния и Герцеговина), Klix.ba (Босния и Герцеговина), Hercegovina.info (Босния и Герцеговина), Expresstabloid.ba (Босния и Герцеговина), являясь основным агрегаторами новостей, формируют коммуникационную повестку в регионе, внося существенный вклад в формирование имиджа Российской Федерации. Медиаполе Балканского региона, где имидж России традиционно базируется на популярных усеченных представлениях о действительности – экзостереотипах о стране (холод, зима, снег, медведь, водка, славяне, православие, коммунизм, СССР, Москва, Кремль), и образных представлениях о роли личности в российской истории (Иван Грозный, Ленин, Сталин, Путин), а также на стереотипах, формирующихся в конкретной стране региона (Черногория: эмигранты, туристы, недвижимость, богатство; Босния и Герцеговина/Хорватия: русские наёмники, сербские защитники, сербские братья; Сербия/Республика Сербская: газ, нефть, русская культура, русская история, русское оружие, борьба с терроризмом), современных представлениях с негативной коннотацией (цензура, противоречивые законы, империализм, путинская эра, аннексия, война, русские хакеры), требует постоянного мониторинга и реагирования на быстро меняющуюся информационную повестку. Заголовки и тематика публикаций традиционных и новых медиа на сербохорватском языке позволяют создавать эффективный имидж, формируя позитивную информационную повестку, где представление о Российской Федерации в периоды 2006-2014 гг. фокусировалось на деятельности российского бизнеса, строительстве, туризме, формируя нейтральный или положительный имидж РФ, тогда как в 2014-2021 гг. – очевиден акцент медиа на российской военной промышленности, армии, здравоохранении, деятельности хакеров, особенностях российской законодательной базы и ее различиях с законами ЕС. СМИ Сербии, противостоящие в современном медийном поле другим странам региона, представляющим имидж России в нейтральном или негативном ключе, стали в целом главным центром притяжения позитивных новостей на сербохорватском языке, формируя положительные образные представления об РФ на Балканах, основываясь на совместном религиозном и историческом прошлом, современном всестороннем политикоэкономическом сотрудничестве. Сербские СМИ, взявшие за основу совместное с Россией православное историческое и языковое прошлое, политико-экономические и социокультурные связи, по сути, являются последовательным проводником российской внешней политике в медиаполе Балкан, что рассматривается нами как основа для дальнейшего формирования позитивной информационной повестки и продвижения эффективного имиджа РФ в данном регионе. Системное представление об имидже РФ обеспечивается обширной базой информационных источников, включающих традиционные и новые новостные медиа о Российской Федерации в их офлайн и онлайн версиях как Blic, Kurir, (Сербия); Dnevni avaz, Ослобоженье, Глас српске (Босния и Герцеговина); Вести, Побjеда (Черногория); 24sata, Jutarnji list, Vecernji list (Хорватия); а также интернет СМИ: Informers.rs, Politika.rs (Cербия); Buka, Klix.ba, Hercegovina.info, Expresstabloid.ba, Al Jazeera Balkans (Босния и Герцеговина); In4s.net, Cdm.me, Objektiv.me, Portalanalitika.me (Черногория); n1info (Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина) на сербохорватском языке.
Задачи проекта
Цели проекта
Цель проекта – определение особенностей формирования, продвижения и корректировки современного имиджа Российской Федерации в Восточной Европе, в частности на Балканах, формируемого сербскими СМИ, выходящими на сербохорватском языке.
Результаты проекта
На основании полученных результатов планируется выработать рекомендации по корректировке современного имиджа российской Федерации в медиасреде Балканского региона.