О реализации программы «Студент-наставник» на филологическом факультете

В 2015-2016 учебном году на филологическом факультете стартовала волонтерская программа «Студент-наставник».

Цель программы - оказание социально-психолого-педагогической помощи студентам – первокурсникам, иностранным студентам, а также неуспевающим студентам младших курсов. В качестве основных задач были определены: поддержка иностранных студентов в процессе адаптации к новым социокультурным условиям; помощь неуспевающим студентам в процессе учебной деятельности; помощь иностранным и иногородним российским студентам в организации досуговой деятельности.
В начале 2015-2016 учебного года была сформирована команда студентов-наставников из числа студентов старших курсов бакалавриата и студентов магистратуры, активно участвующих в научной, учебной и внеучебной жизни факультета, всего 39 студентов, обучающихся по направлениям «журналистика», «филология», «лингвистика» и «психология».

В обязанности студента-наставника входил выбор конструктивных форм взаимодействия с подопечным, наблюдение, анализ и контроль его учебной деятельности, поддержка в процессе учебы, включение подопечного во внеучебную деятельность. Основные задачи, проведенные мероприятия и результаты работы фиксировались в журнале наставника. Оценка работы наставника осуществлялась по следующим критериям:

• уровень успеваемости подопечного (улучшились ли показатели успеваемости подопечного в период его взаимодействия с наставником) и отсутствие академической задолженности по результатам сессии;
• уровень включенности во внеучебную деятельность в стенах университета (количество мероприятий, в которых приняли участие наставник и его подопечный за все время взаимодействия);
• уровень взаимодействия наставника с подопечным (количество мероприятий, организованных непосредственно наставником для подопечного: проведение дополнительных занятий по дисциплинам, проведение экскурсий по Москве и университету, совместные походы в музеи, театр и т.п.).

В процессе реализации программы было принято решение о разработке системы поощрения активных участников, предполагающей, в частности, вручение почетных грамот от Студенческого комитета факультета и начисление дополнительных баллов по предметам.
По итогам летней сессии 2015-2016 учебного года студенты, столкнувшиеся с серьезными трудностями в процессе академической адаптации и получавшие поддержку студентов-наставников (всего поддержку получали 43 человека), закончили учебный год без академических задолженностей. Если в предыдущие годы филологический факультет входил в число лидеров по уровню успеваемости среди факультетов и институтов университета, то по итогам 2015-2016 учебного года занял первое место. В этом есть определенный вклад и программы «Студент-наставник».
По оценке Комиссии по качеству Студенческого комитета факультета, количество иностранных студентов, принимающих активное участие во внеучебных мероприятиях факультета и университета, увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим учебным годом; более 30% иностранных студентов систематически участвуют во внеучебной деятельности вместе с наставниками.
Таким образом, было установлено, что программа наставничества обладает значительным потенциалом для решения проблемы адаптации и интеграции иностранных студентов в образовательную среду университета.
Вместе с тем, успешная реализация этого потенциала во многом зависит от поддержки администрации и ППС кафедр, а также эффективной системы поощрения наставников.
В связи с тем, что система поощрения активных наставников дополнительными баллами не была реализована на практике, во второй половине 2016-17 учебного года значительно сократилось число наставников – участников программы.
В 2017-18 учебном году было принято решение об изменении формата программы, которая в настоящее время объединяет такие направления, как работа студентов-волонтеров с иностранными студентами ФРЯиОД и помощь иностранным студентам филологического факультета, осуществляющаяся по запросу.